Профессия – репортер
Все началось с того, что, читая “Трех Толстяков” Олеши, мы обсуждали разницу между словами “мятежники” и “восставшие”. Речь пошла о том, что герои бывают не столько “положительными” или “отрицательными”, сколько “любимыми” и “нелюбимыми” автором. И как это часто бывает, Дети сами подсказали мне тему домашнего задания.
Итак, есть Некое событие (доктор Гаспар проспал его или просидел над своими жуками и травами), и о нем рассказывают гимнаст Тибул, оружейник Просперо, артисты балаганчика, рудокопы, министры,
Нужно написать две газетные статьи (и дать названия обеим газетам), в одной восстание должно быть изображено его сторонниками, в другой – противниками.
Удивительно то, что тут же возник разговор об объективности освещения событий в прессе, о журналистской этике и прочем (это в пятом-то классе!). Правда, за окнами был ноябрь, страна готовилась к парламентским выборам… Еще один повод задуматься над тем, что дети проникаются нашими “взрослыми” размышлениями и сомнениями в значительно
Что получилось? На следующем уроке они читали свои статьи, и нужно было угадать, какой из враждующих сторон они сочинены. (Здесь в скобках скажу отдельно о том, что пробковый стенд, как выяснилось – замечательная вещь на уроке литературы. Дети читают Сочинения, отзывы и тут же, прямо на уроке, вывешивают их на стенд. Времени это почти не занимает, а к концу занятия “грубо, зримо” возникает результат общей работы: можно подойти, почитать, после уроков показать родителям.
Оказалось еще, что очень хорошо не просто просить выучить стихотворение на ту или иную тему, а предложить написать его на листке, проиллюстрировать или оформить каким-либо иным образом. На уроке ученик читает приготовленный текст наизусть и сразу же располагает его на стенде. И снова к концу урока у нас целый стихотворный сборник, который можно перечитывать, разглядывать, сколько хочется.)
Вот примеры сочинений-репортажей.
– “Горстка сброда (sic!), науськанная изменниками и предателями, предприняла сегодня попытку штурмовать дворец. Разумеется, мятеж был подавлен”. Газета “Сливки общества”.
– “Наши доблестные гвардейцы храбро защищали дворец от разбушевавшейся толпы. Есть и печальные новости: один из солдат, предавший свой долг, застрелил командира. Позор!” Газета “Три Толстяка”.
– “Из интервью, полученного нами сегодня от уважаемого жителя города Раздватриса, стало понятно, что над городом летают НЛО, которые собираются атаковать горожан.
Следите за сводками новостей!” Газета “Благонамеренный житель”.
– “Мятеж, поднятый неблагодарной толпой против законной власти трех Толстяков, подавлен. Оба главаря обезврежены. Гимнаст Тибул убит, оружейник Просперо посажен в клетку.
Нашему правительству приходится идти на крайние меры, чтобы защитить народ от опасности. Все мятежники будут казнены!” Газета “Придворные новости”.
– “Разъевшиеся обжоры засели в своем дворце и надеются спрятаться от нашего гнева. Не верьте слухам, что народный защитник – гимнаст Тибул убит! Вас пытаются запугать”. “Народная газета”.
– “Сегодня сотни лучших людей поднялись против несправедливой власти трех Толстяков. Гвардейцы переходят на сторону народа. Победа будет за нами!” Газета “Горожанин”.
– “Всем, кому неравнодушна (sic!) судьба народа, присоединяйтесь к нам – борцам за справедливость! Да здравствует народ!” Газета “Вперед!”. (Газета была написана на куске обоев и пробита в нескольких местах. Объяснение: у бедных людей не может быть хорошей типографии, кроме того, газета побывала в бою. Резонно.)
Не могу удержаться и приведу еще один отрывок особого рода.
– “Господа разбушевавшиеся рабочие! Не втягивайте зверей из зоопарка в свои разборки! Они-то тут при чем?” Газета Общества защиты животных.