Поэтический образ Отечества в лирике Л. А. Блока
Отечество для Блока – маяк, который освещает весь его творческий путь. Если проследить этот путь от начала до конца, то можно увидеть Россию во всем ее многообразии. Блок показывает нам и старую Русь, и революционную Россию, охватывая большой период истории. Он не оставил вниманием даже такое отделенное от нас веками событие, как Куликовская битва.
У Блока существует цикл стихотворений “На поле Куликовом”, где в каждом слове чувствуется неизбывная любовь к Родине: “О, Русь моя! Жена моя!” – так обращается к ней поэт, то есть
Совсем другой представляется нам страна в стихотворении “Русь”. Это таинственная, колдовская земля. Здесь обитают колдуны, ворожеи, черти и ведьмы. Это загадочно, дико, страшно, но в то же время прекрасно.
Однако за сказочными картинами скрывается печаль ный образ нищей, убогой жизни. Он проглядывает лишь за отдельными словами: “под заревом горящих сел”, “утлое жилье”. А разгадка той тайны, о которой стихотворение, в том, что:
Живую
Для того чтобы постичь “живую душу”, нужно не просто наблюдать за нею, нужно разделить, с русским народом его жизнь, его судьбу. В стихотворении “Россия” страна открывается еще с одной стороны. Этот образ будет близок каждому, кто хоть раз был в деревне, ехал по разбитой проселочной дороге.
Поэт всего в нескольких строфах, но так живо передал облик русской деревни с ее “расхлябанными колеями” и “серыми избами”. Такие картины остаются правдивыми и по сегодняшний день. Помимо любви к Родине здесь видна вера в ее силу и несокрушимость (“…не пропадешь, не сгинешь ты”).
Образ России все время незаметно переплетается с женским образом. Для Блока Родина – женщина; она подобна “прекрасной незнакомке”, к которой поэт обращается в своих ранних стихах. Любовь к Родине и любовь к женщине для Блока – понятия неразделимые и одинаково значимые.
Нередко Блока сравнивают с Лермонтовым, Некрасовым. Можно, конечно, найти немало сходства в форме стихов, но главное – их содержание. Любовь к Отчизне, почти обожествление ее – вот что объединяет Блока, поэта “серебряного века”, с его предшественниками. А. А. Блок жил в революционное время.
Он чувствовал грозу, носившуюся в воздухе, наступление Октября. И он пишет:
Я верю: новый век взойдет Средь всех несчастных поколений.
Возникновение поэмы “Двенадцать” было закономерно. Блок размышлял о дальнейшей судьбе России. Это произведение до сих пор трактуется неоднозначно.
Даже сам автор, как известно, сомневался в правильности выбора образов.
Блок – символист, его поэма наполнена символами. Она начинается сразу с резкого контраста: “Черный вечер. Белый снег”.
Черный цвет – зло, буря, стихийность, непредсказуемость, белый – чистота, духовность, свет. В поэме встречается и красный цвет. Это не только цвет флагов и лозунгов, это – кровь. Старый мир уподобляется шелудивому псу.
Его пытаются прогнать – он бредет следом, не отстает.
Рваный ритм стихов призван отразить поступь революции. Строки то рвутся вперед, то замедляют ритм. Это – “музыка” тех дней, сама атмосфера революции.
Кульминация поэмы – появление двенадцати апостолов в образе двенадцати солдат (или наоборот?). Во главе их – Иисус Христос. Блока осуждали за это, он и сам колебался, но понял – этот образ единственно верный.
Тут Христос выступает не как некая религиозная фигура, сверхчеловек, сын Божий. Этот образ лишь позволяет поэту оправдать революцию с точки зрения высшей справедливости.
“Двенадцать” – неоднозначное произведение. Кто-то видел в нем “поэму революции”, кто-то – нет. Одни осуждали без всяких оговорок, другие же, наоборот, безапелляционно признавали поэму лучшим творением автора.
Бесспорно одно – Блок показал Россию в совершенно новой ипостаси.
Постепенно Родина у Блока из простушки, у которой “плат узорный до бровей”, превращается в страну фабричных труб и заводских стен. Поэт много размышлял о национальной промышленности и видел в ней путь к обновлению. Блок воспевал Россию как прекрасную женщину с множеством ликов.
Он видел в этом свое призвание.