Синтаксические средства художественной изобразительности
При работе над анализом текста в заданиях ЕГЭ ученику приходится сталкиваться с терминами, значение которых он представляет себе смутно. Особенно это касается синтаксических понятий. Не привычных по учебникам русского языка подлежащих-сказуемых и обособленных определений, а понятий, связанных с изобразительными, художественными возможностями синтаксиса.
Преподаватель русского языка и литературы из Омска Елена Владимировна БУЗИНА с успехом использует в своей практике обобщающие таблицы, которые позволяют ее ученикам перед экзаменом
Он (язык) обладает свободой, не существующей в других языках:
от перестановки слов во фразе меняется смысл.
Эта свобода, отсутствие обязательного уточнения, рождающегосяв западноевропейских языках от жесткости синтаксиса, отсутствие артиклей, – все это предоставляет писателю безграничные возможности, перед ним не истощенные почвы былых веков, а постоянная целина. (И. Эренбург)
В художественном произведении синтаксис помимо коммуникативной задачи несет и
Отличительной чертой русского синтаксиса, по мнению известных исследователей языка, является свобода передвижения слов внутри предложения. Таким образом, свободный Порядок слов придает русскому синтаксису грамматическую гибкость, порождает огромное количество синтаксических синонимов, с помощью которых авторам удается передать тончайшие смысловые различия ( Голуб И. Б. Грамматическая стилистика современного русского языка.
М., 1989. С. 153).
Это обстоятельство порождает многие изобразительные приемы, которыми пользуются мастера русского слова, а также формирует особые свойства русского синтаксиса.
В самом деле, синтаксис – это не только особые синтаксические конструкции, синтаксические элементы или единицы. Это, по мнению С. И. Львовой, “…языковый уровень, на котором объединяются и взаимодействуют все языковые образные средства, не существующие в тексте изолированно, а функционирующие в синтаксической единице – в предложении” ( Львова С. И. Уроки словесности. 5-9 кл.: Пособие для учителя. М.: Дрофа, 1996.
С. 385).
Основные синтаксические средства
- Основные средства создания текста Предложения в составе текста соединяются по особам законам, воплощая правила развертывания мысли. Основные средства создания смысловой и грамматической цельности текста : единая тема, способ сцепления предложений, характер синтаксических конструкций, порядок слов, ударение, тематическая лексика, повтор слов, однокоренные слова, местоимения, союзы. Тема. Общая тема может объединять ряд мелких подтем. Именно тема обуславливает некоторые синтаксические особенности текста. […]...
- Сочинение для ГИА 2014 года по тесту 11 сборника Н. А. Сениной вариант 2 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из учебника русского языка: “Морфология предлагает синтаксису средства связи – возможность словам соединиться”. Авторы учебника русского языка утверждают: “Морфология предлагает синтаксису средства связи – возможность словам соединиться”. Как я понимаю эту фразу? Морфология, изучающая части речи и способы изменения слов, помогает синтаксису соединить слова в словосочетания и предложения. Приведу […]...
- Синтаксис Синтаксис, синтаксический строй языка – это часть грамматической системы языка, представляющая собой иерархически организованную совокупность единиц разных рангов – словосочетаний, простых и сложных предложений разных типов, – а также правила и закономерности сочетания и использования в связной речи различных классов слов с учетом их грамматических свойств. Принято различать три основных аспекта синтаксиса: Грамматический ; Семантический; […]...
- Средства художественной выразительности в “Слове о полку Игореве” 1. Своеобразие жанра “Слова…”. 2. Особенности композиции. 3. Языковые особенности произведения. Не пристало ли нам, братья, начать старыми словами ратных повестей о походе Игоревом, Игоря Святославича? Начаться же этой песне по былям нашего времени, а не по обычаю Боянову. “Слово о полку Игореве” Уже давно литературоведами признана несомненная художественная ценность этого произведения древнерусской литературы – […]...
- Место синтаксиса в грамматической системе языка – Основные понятия синтаксиса, Синтаксис Место синтаксиса в грамматической системе языка Синтаксис занимает центральное место в грамматической системе языка. Это определяется тем, что сфере синтаксиса специально принадлежат те языковые единицы, которые непосредственно служат для общения людей и непосредственно соотносят сообщаемое с реальной действительностью, включая сюда как внешнюю, так и внутреннюю, интеллектуальную и эмоциональную сферу жизни. Сосредоточенность в синтаксисе таких специальных […]...
- Сложные синтаксические конструкции Сложные синтаксические конструкции (сложные предложения смешанного типа) – это конструкции, которые состоят из нескольких сложных предложений, связанных разными типами синтаксической связи, при этом каждое сложное предложение, в свою очередь, состоит из предикативных частей, также связанных своими типами связи. Поэтому при разборе сложной синтаксической конструкции сначала выделяют сложные предложения (первый уровень), а затем анализируют каждое сложное […]...
- Анализ стихотворения “Родина” средства художественной выразительности (Лермонтов М. Ю.) Стихотворение “Родина” написано в 1841 году, незадолго до смерти поэта. Главная его тема – любовь к Родине. Лермонтов любит свои родные края, свою страну, избы и поселки, любит всю простоту страны, несмотря на войны, славу, добытую ими. Сам являясь человеком одиноким, он в произведении все описание дает природе, к которой так сильно привязан. Любил он […]...
- Определение. Что такое Синтаксис Синтаксис (от греч. syntaxis построение, порядок) – раздел языкознания, изучающий процессы порождения и строй связной речи и включающий в себя две основные части: учение о словосочетании и учение о предложении. В ряде работ синтаксис, изучающий смысловую сторону речи, противопоставляется фонетике и морфологии, занимающимся по большей части планом выражения языковой системы. Предмет описательного синтаксиса составляют следующие […]...
- Конструктивно-синтаксические свойства предложно-падежных сочетаний Закрепление предложно-падежных сочетаний в функции сказуемого – как основной их синтаксической функции – и намечающийся отрыв их от категории имени существительного ярко отражаются на синтаксических свойствах сочетаний данного типа. Ярким показателем грамматического перерождения имени существительного является потеря им способности определяться прилагательными (и местоимениями). Ряд предложно-падежных сочетаний рассматриваемого типа характеризуется утратой этого основного синтаксического свойства имени […]...
- Сочинение на тему: “Анна Ахматова. Поэма “Реквием” Тема сочинения-Средства художественной выразительности в поэме “Реквием” В поэме “Реквием”, принадлежащей перу А. Ахматовой, описаны все ужасы большого “красного” террора. Чтобы показать великое горе народа, в том числе и свое, личное, автор в поэме использует ряд тропов, исключая разве что гиперболу. Поэтесса считала, что людское горе настолько велико, что большего и быть не может. В главе “Посвящение”, написанное от лица поэтессы, степень […]...
- Что такое синтаксис? – Основные понятия синтаксиса Что такое синтаксис? Термин “синтаксис” имеет несколько значений. 1) Синтаксисом называется вся та область грамматического строя языка, которая охватывает разнообразные конструкции: образующиеся по определенным правилам соединения слов (знаменательного слова и формы знаменательного слова, нескольких форм слов), простые и сложные предложения, а также такие большие чем сложное предложение фрагменты текста, которые обнаруживают в связях своих частей […]...
- Определение Синтаксис, синтаксический строй языка Синтаксис, синтаксический строй языка (от греч. syntaxis “построение, порядок”) – это часть грамматической системы языка, представляющая собой иерархически организованную совокупность единиц разных рангов – словосочетаний, простых и сложных предло- жений разных типов, – а также правила и закономерности сочетания и использования в связной речи различных классов слов с учетом их грамматических свойств. Принято различать три […]...
- Предложение сложное. Сложные синтаксические конструкции Сложные предложения смешанного типа – это конструкции, которые состоят из нескольких сложных предложений, связанных разными типами синтаксической связи, при этом каждое сложное предложение, в свою очередь, состоит из предикативных частей, также связанных своими типами связи. Поэтому при разборе сложной синтаксической конструкции сначала выделяют сложные предложения, а затем анализируют каждое сложное предложение в отдельности, при этом […]...
- Основные единицы синтаксиса – Основные понятия синтаксиса, Синтаксис Глаза читателя более строгие судьи, чем уши слушателя. Вольтер Основные единицы синтаксиса Основные единицы синтаксиса Синтаксис как область грамматического строя языка объединяет в своих границах такие единицы, которые или непосредственно формируют сообщение, или служат компонентами формирующей его конструкции. Такими синтаксическими единицами являются словосочетание, простое предложение и сложное предложение. В сферу синтаксиса входят также единицы сообщения, […]...
- Психологизм и особенности внешней изобразительности Бунинской прозы Иван Алексеевич Бунин – величайший писатель рубежа XIX-XX вв. Он вступил в литературу поэтом, создал замечательные стихотворные произведения. 1895 г. …Опубликован первый рассказ “На край света”. Поощряемый похвалами критиков, Бунин начинает заниматься литературным творчеством. Иван Алексеевич Бунин – лауреат самых различных премий, в том числе и лауреат Нобелевской премии по литературе 1933 г. В 1944 […]...
- Сочинение для ГИА по цитате из Открытого банка заданий 29 Высказывание известного лингвиста А. И. Горшкова я понимаю так. Каждый функциональный стиль представляет собой сложную систему, охватывающую все языковые уровни: произношение слов, лексико-фразеологический состав речи, морфологические средства и синтаксические конструкции. Разнообразие стилистических ресурсов можно показать как на лексических, так и синтаксических примерах. Обратимся к тексту С. А. Лубенец. Так, в предложении №18 нахожу интересную лексическую […]...
- Стилистические средства словообразования Цель: Познакомить учащихся со стилистическими средствами словообразования; совершенствовать знания и умения по морфемике и словообразованию на практике; развивать умения и навыки нахождения в тексте основных выразительных средств морфемики и словообразования русского языка; воспитывать потребность в дальнейшем самообразовании. Оборудование: Учебник, учебные тексты. Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний. Прогнозируемые Результаты: Учащиеся применяют знания и умения […]...
- Сочинение на тему: в чем заключается специфика языка художественной литературы? Помогите Язык художественной литературы – своеобразное зеркало литературного языка. Богата литература – значит богат и литературный язык. И не случайно создателями национальных литературных языков становятся великие поэты, писатели, например Данте в Италии, Пушкин в России. Великие поэты создают новые формы литературного языка, которыми затем пользуются их последователи и все говорящие и пишущие на этом языке. Художественная […]...
- Стили речи Стили речи – системы языковых средств внутри литературного языка, разграниченные условиями и задачами общения. Обычно выделяют пять стилей речи: четыре книжных – научный, официально-деловой, публицистический и художественный – и разговорный стиль. Иногда разные стили литературного языка могут значительно отличаться друг от друга, но в некоторых языках они оказываются достаточно однородными: стилистические различия еще не выработались […]...
- Роль предметной изобразительности в рассказах И. А. Бунина Литература, как и любой вид искусства, условна. Ее условность проявляется, например, в том, что писатель в художественном произведении не просто копирует окружающую действительность, но выбирает из потока жизни отдельных героев и события, отвлекаясь от всего остального многообразия мира. Так, желая показать своего современника – молодого столичного дворянина Евгения Онегина, Пушкин из огромного числа знакомых и […]...
- Язык художественной прозы А. П. Платонова Каждый читатель произведений А. Платонова обращает внимание на язык, которым они написаны. Это “неправильный” язык. Причем косноязычны не только персонажи рассказов и повестей, но и авторская речь построена “неправильно”. Платонов постоянно отступает от стилистической или грамматической нормы. Часто рядом оказываются слова, казалось бы, несовместимые по смыслу: “захохотал всем своим редким молчаливым голосом”, “она открыла опавшие […]...
- Средства выразительности в творчестве (Есенин С. А.) Есенин обладал уникальным талантом. Его стихотворения всегда оживали, они были искренними. Не было ничего придуманного или наигранного. Поэт говорил от себя, раскрывал свою душу, даже свои пороки. Как и многие другие автора, Есенин использовал различные средства выразительности. Конечно, это эпитеты и метафоры. Как сам Есенин говорил, что задача поэта “ласкать” и “карябать”. Вот и его […]...
- Грамматика Грамматика – формальный строй языка как система морфологических и синтаксических категорий и форм, то есть особенности оформления слова и построения предложения, присущие языку. Слову и предложению как основным лингвистическим единицам посвящены разные разделы грамматики: слово – объект морфологии, а предложение – объект синтаксиса. Таким образом, морфология -“грамматическое учение о слове”, а синтаксис – учение о […]...
- Раскрыть смысл высказывания Голуб: “В художественной речи диалектизмы выполняют важные стилистические функции (ЕГЭ по русскому) Лексика на протяжении истории развития русского литературного языка пополнялась диалектизмами. Слова – диалектизмы обладают одной особенностью – их употребляют жители только какой-нибудь одной местности. Существует связь между многими словами диалектного происхождения и бытом крестьян. Это относится к словам “борона, веретено или землянка”. Сегодня они не так часто встречаются, ведь население даже глухой деревни привыкло слушать […]...
- Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы (Анализ стихотворения, стиха) Изобразительно-выразительные средства языка. Литературные тропы. Метафора (с греческого Metaphora) Скрытое сравнение (опущены сравнительные союзы). Перенесение свойств одного предмета на другой на основании их сходства или по ассоциации. Метафора рассчитана на не буквальное восприятие. “Трамвай с разбега /Взметнул зрачки…” (В. В. Маяковский.) Виды метафор :Овеществление (перенос черт неодушевленного предмета на человека). “Усилить бой бестрепетных сердец…” (А […]...
- Теория литературы – область научного знания о сущности, специфике художественной литературы как искусства слова Глубокое постижение учителем содержания определения литературоведения подтвердит необходимость введения этой науки в круг важнейших наук, которые выполняют методологические функции относительно учебной дисциплины “Методика преподавания мировой литературы”. Литературоведение как наука о художественной литературе, ее теории и истории тесно связана со всеми науками, которые создали методологию методики, а именно: с историей, философией, социологией, правоведением, психологией, педагогикой и […]...
- Средства выразительности в творчестве Лермонтова (Лермонтов М. Ю.) Что такое средства выразительности? Это особая методика авторов украшать свои произведения, подбирать слова, играть звуками. Если проанализировать работы разных поэтов, то можно понять, что у каждого есть свой подчерк. Изучив работы одного человека, потом будет легко найти их среди тысяч других. У Лермонтова тоже есть свои средства выразительности. Их часто анализируют по стихотворению “Когда волнуется […]...
- Представление о художественной многогранности “Мертвых душ” Ирония и сатира не выступают у Гоголя обособленно. Сквозь едкий (“видимый”) смех в поэме можно почувствовать и “невидимые миру” слезы. И в этом одна из особенностей стиля поэмы “Мертвые души”. Гоголь страдал от несовершенства мира, поэтому убийственный смех его сопровождался печальными размышлениями о неустройстве русской общественной жизни, разрушении II человеке человеческого. Это сообщало сатире Гоголя […]...
- Языковые средства создания характера в рассказе Лескова Н. С. Лесков в своих статьях горячо отстаивает интересы крестьян, выступает в защиту прав рабочих, обличает карьеризм и взяточничество чиновников, алчность духовенства, пишет о положении учителей сельских школ, о преследованиях староверов. В поисках положительного героя Н. С. Лесков все чаще обращается к людям из народа. В одной из вершин своего художественного творчества – в рассказе […]...
- Морфонологические средства словообразования Морфонологические средства словообразования – это различные явления, наблюдающиеся на стыках морфем (морфемных швах), и некоторые другие изменения, происходящие в структуре производного слова. К ним относятся: – чередования звуков; – усечение производящей основы; – наращение производящей основы; – наложение (интерференция, аппликация) морфем; – изменение места ударения. Звуковые чередования могут наблюдаться как на морфемных швах, так и […]...
- Предложение сложное. Сложные синтаксические конструкции. Пример разбора Пример разбора сложной синтаксической конструкции Она говорила, что граф умер так, как и она желала бы умереть, что конец его был не только трогателен, но и назидателен; последнее же свидание отца с сыном было до того трогательно, что она не могла вспомнить его без слез, и что она не знает – кто лучше вел себя […]...
- Язык художественной литературы (О литературе) Язык художественной литературы – одно из важнейших средств художественного общения, система, которая воплощается в литературных текстах и функционирует в социуме как средство общения: 1) художника и действительности, 2) художника и созданного им художественного мира, 3) внеэстетической действительности и художественного мира, наконец, 4) читателя и художника, произведения, эстетической реальности. Язык художественной литературы демонстрирует максимум возможностей, которые […]...
- Определение Стили речи Стили речи (от лат. stilus, stylus остроконечная палочка для письма, манера письма) -системы языковых средств внутри литературного языка, разграниченные условиями и задачами общения. Обычно выделяют пять стилей речи: четыре книжных – научный, официально-деловой, публицистический и художественный – и разговорный стиль. Иногда разные стили литературного языка могут значительно отличаться друг от друга, но в некоторых языках […]...
- Средства создания “недолжного” мира в романе Ж.-П. Сартра “Тошнота” Жан-Поль Сартр (1905-1980) приобрел известность после публикации романа “Тошнота” (1938). До этого времени он изучал и преподавал философию, публиковал первые философские работы – и усиленно трудился над романом, считая это занятие главным для себя. Решающее значение для формирования философии Сартра имела философия немецкая – феноменология Гуссерля и экзистенциализм Хайдеггера. В начале 30-х гг. Сартр увлекся […]...
- Средства графического оформления текста Любое высказывание произносится с интонацией. Интонация – явление сложное, она состоит из нескольких компонентов. В каждой фразе есть логическое ударение, оно падает на то слово, которое по смыслу самое важное во фразе. С помощью логического ударения можно уточнить смысл высказывания, например: А) Завтра мы. поедем в театр (а не на следующей неделе); Б) Завтра мы, […]...
- Назовите средства психологизма 8. Назовите средства психологизма, которые использует И. А. Гончаров. Психологизм – подробное изображение в литературе внутреннего мира персонажа, его чувств и мыслей. Формами и приемами психологизма являются внутренний монолог, психологический анализ, деталь художественная. В предложенном мне для анализа отрывке из романа Гончарова “Обломов” в качестве средства психологизма используется лишь художественная деталь. Она присутствует в описании […]...
- Монолог и диалог как средства выражения духовности в драме Кулиша “Иродова морока” Одним из популярных жанров древней литературы был вертеп. По мнению О. Билецкого “…вертепная драма (зародилась, по-видимому, еще в ХVІІ веке, но известны нам тексты не идут раньше 70-х годов ХVІІІ века) – это еще один из предшественников украинской реалистичной комедии ХІХ – началу ХХ в..”. А. Козлов в книге “Украинская дооктябрьская драматургия: Эволюция жанров” отметил, […]...
- Основные проблемы, связанные со спецификой художественной речи Основные проблемы, связанные со спецификой художественной речи Сложности, связанные с пониманием природы и сущности языка художественной литературы, касаются нескольких принципиальных вопросов: Первой проблемой является то, зачем вообще людям нужна поэтическая речь, почему не хватает “нормального” языка и зачем в каждой развитой культуре существует поэзия. Наивные ответы (например, стихами сказать красивее) разумеется, не только не снимают […]...
- На пути к благородной цели все ли средства хороши? В нашей повседневной жизни мы часто сталкиваемся с фразой: цель оправдывает средства. Однако звучит она скорее, как отговорка, придуманная для того, чтобы совершить неправомерный поступок, маскирующийся “благородной” целью. Действия никогда не должны подразумевать совершение зла, насилия и причинение боли, и даже в том случае, если кто-то считает, что это способно улучшить многим людям жизнь. В […]...
- Новелла Г. Косынки “Мать”: психологизм художественной детали Григорий Косынка (настоящая фамилия – Григорий Стрелец) – выдающийся новеллист 20-х годов. Его новеллистические дебюты в 1920-1922 гг. привлекали внимание как писателей, так и литературоведов. Основоположник этого жанра В. Стефаник назовет его своим сыном. Соответственно миропониманию и мироощущению, Косынка не стал послушным иллюстратором выдуманных властью и критикой побед революционных идей в послеоктябрьской Украине. Он реально […]...