«Поэт»(Отделкой золотой блистает мой кинжал…) анализ стихотворения Лермонтова
История создания
Стихотворение «Поэт» Лермонтов написал в 1838 г., оно было напечатано в журнале «Отечественные записки» № 3 за 1839 г.
Через год после смерти Пушкина и создания стихотворения «Смерть поэта» Лермонтов вновь обращается к проблеме предназначения поэта.
Литературное направление и жанр
Поэт в стихотворении — романтический герой. Он имеет предназначение свыше, назван пророком. Даже в гуще толпы он отделен от нее и повелевает ею.
Меняя данную ему богом власть на золото, поэт перестает быть героем
Стихотворение «Поэт» относится к философской лирике.
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение состоит из двух частей, первая из 6 строф, вторая — из 5. Первая часть посвящена кинжалу, а вторая — поэту. Кинжал и поэт сопоставляются в стихотворении. В последней строфе они причудливо соединяются в одном образе.
Тема стихотворения — роль поэта и поэзии. Основная мысль: поэт утрачивает свое предназначенье, когда меняет власть над людьми, которую устанавливают его могучие, богом данные слова, на золото, богатство.
Тропы и образы
В первой строфе описан кинжал лирического героя. У него золотая отделка, надежный клинок таинственного закала (эпитеты). Кинжал — наследье бранного востока (эпитет от существительного брань, то есть борьба).
Во второй и третьей строфах описан характер кинжала, который предстает перед читателем как живое существо (развернутое олицетворение). Он служил хозяину, как раб (сравнение): не требовал платы за услуги, делил с хозяином забавы, оставлял страшный след на груди врага (эпитет) и даже по-своему «разговаривал»: звенел, отвечая на обиды, как будто готовясь дать отпор.
Последние две строки третьей строфы противопоставлены остальным шести. Богатая резьба (эпитет) подобна чуждому и постыдному наряду (сравнение, эпитет) в дни службы кинжала. В этом неприятии богатства яркая характеристика кинжала: когда он выполняет свое предназначение, украшения ему мешают.
Следующие две строфы описывают историю кинжала. Его настоящий владелец — наездник в горах, герой, мусульманин. Кинжал снял с мертвого хозяина отважный казак (эпитет) за Тереком.
Так началось путешествие кинжала. Он двигался вместе с походной лавкой армянина. Последнее пристанище кинжала — стена в комнате лирического героя.
Кинжал подобен золотой игрушке (сравнение), бесславной и безвредной (эпитет). Повторение приставки без (бес) — тоже художественный прием.
Лермонтов подчеркивает одиночество кинжала, его оторванность от привычной обстановки. Его родные ножны (эпитет) избиты на войне (олицетворение). Сам кинжал называется бедным спутником героя (эпитет и олицетворение).
Быть игрушкой на стене — несчастье кинжала и, в сущности, смерть.
Истинный хозяин кинжала в стихотворении уходит в тень. Его образ важен для Лермонтова не сам по себе, а в связи с кинжалом. Рука хозяина заботлива по отношению к кинжалу (эпитет).
Слова чистит и ласкает стоят рядом. Кинжал — и орудие, и друг.
Особое место в жизни кинжала занимают надписи на нем. Это не украшения, они имеют прагматическое значение. Эти надписи нужно читать с усердием, обращаясь к Богу.
Таким образом, кинжал становится проводником к Богу. В последней строфе дважды повторенное никто не перечеркивает будущность кинжала. Его судьба обрывается в этой строфе, в конце которой стоит многоточие.
Во второй части сопоставляются кинжал и поэт. Образ кинжала конкретен, у него есть жизнь и история. Поэт в стихотворении — абстрактная фигура.
Причем Лермонтов соотносит себя не с поэтом, а с толпой, употребляя местоимение мы в предпоследней строфе.
Свое время лирический герой характеризует как век изнеженный, ветхий мир (эпитеты), который морщины прячет под румяна (метафора), сравнивается с ветхой красой.
Воздействие поэзии на общество описано Лермонтовым во всех сферах жизни. Свет внимает ей в немом благоговенье (метонимия и эпитет), поэзия воспламеняет бойца для битвы (синекдоха и метафора), благородные мысли, заложенные в ней, нужны толпе и в бедах, и в радостях.
Поэзия сравнивается с чашей для пиров, фимиамом среди молитвы, божьим духом и колоколом на вечевой башне. Слова поэта некогда воплощали власть, они были могучими (эпитет), их звук мерным (эпитет).
Лермонтов наделяет поэзию божественными возможностями: как дух Божий, носясь над землей, творил жизнь, так и слово поэта, носясь над толпой, преображает людей, внушая им благородные мысли.
Но все это в прошлом. Разнообразные функции поэзии исчезли в современном обществе. Лермонтов поднимает важнейшую проблему: поэт-пророк уснул в богатстве и роскоши современного мира, но само общество прежде осмеяло его.
Простой и гордый язык истинного поэта (эпитеты) противопоставлен блесткам и обманам, которые тешат современников лирического героя (метафора). К толпе современников Лермонтов причисляет и себя, откуда в предпоследней строфе появляется местоимение нам, нас. Последняя строфа — это, прежде всего, обращение к самому себе.
В ней кинжал не просто остается орудием войны, отзывающимся на голос мщенья.
Он становится метафорой поэзии как инструмента борьбы с несовершенствами общества. Поэтому клинок поэта покрыт ржавчиной презренья к блеску света. В последней строчке Лермонтов рисует романтический идеал поэта, противостоящего общественным порокам и презирающего их.
Размер и рифмовка
В стихотворении шестистопный ямб чередуется с четырехстопным. Рифмовка перекрестная, мужская рифма чередуется с женской.