Поэма “Мцыри” как романтическое произведение

В 1837 году, во время своих поездок по Кавказу, М. Ю. Лермонтов встретил в одном из грузинских монастырей монаха и узнал от него, что родом он горец, плененный генералом Ермоловым во время военной экспедиции. Генерал оставил заболевшего мальчика в монастыре, где тот и вырос, хотя долго не мог свыкнуться с неволей, тосковал и делал попытки к бегству; однако со временем он смирился со своей участью и принял монашеский сан.
Эта история легла в основу поэмы ” Мцыри ” (1839 г.). Но герой Лермонтова совсем не похож на свой прототип. Поэма ” Мцыри” – романтическое произведение. И его герой – герой, бесспорно, романтический.

Центральная идея поэмы заключается в прославлении свободы, жизни, любви к своей родине. Поэт противопоставляет гордую, сильную, одинокую личность ( Мцыри ) окружающему обществу (монахам в монастыре). Конфликт между свободолюбивой личностью и обществом, подавляющим эту личность, неизбежно приводит к гибели личности.

В этом конфликте раскрывается социальная направленность поэмы: трагедия Мцыри является отражением трагедии многих молодых людей поколения 30-х годов XIX века (в том числе и самого Лермонтова), погибающих нравственно и физически в удушающей атмосфере российской действительности после декабрьского периода.
Поэма в основном написана в форме исповеди главного героя. Она начинается прологом – описанием развалин древнего грузинского монастыря. В его душных кельях прошла жизнь пленного мальчика-горца (к моменту исповеди – юноши).

Вкратце передается история недолгой жизни героя (появление в монастыре – побег – возвращение), и затем следует сама предсмертная исповедь Мцыри, в которой он объясняет старому монаху причину своего побега.
Мрачный монастырь, в котором жил Мцыри, был подобен тюрьме, и сам герой чувствует себя в нем пленником. Но, попав в монастырь, лишившись свободы, Мцыри не смирился; он говорит монаху:
Я мало жил и жил в плену. Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променял бы, если б мог.
Герой “знал одной лишь думы власть, одну – но пламенную страсть”: страсть к свободе. Он мечтал о побеге, мечтал вернуться в свой родной аул, увидеть родных и близких. И в бурную ночь, когда бушевала гроза и монахи, в страхе “столпясь при алтаре”, “ницлежали на земле”.

Мцыри бежал. Он чувствовал свое родство с грозной стихией:
…О, я как брат Обняться с бурей был бы рад! Глазами тучи я следил, Рукою молнии ловил…
Упоение свободой придало ему необыкновенную силу. Встретившись с барсом, почти безоружный, он не бежит от могучего, грозного зверя, а вступает с ним в смертельную схватку.
Я ждал, схватив рогатый сук, Минуту битвы; сердце вдруг Зажглося жаждою борьбы И крови…
Сцена битвы с барсом является ключевой в поэме: в ней раскрывается истинная сущность Мцыри – настоящего бойца, бесстрашного воина. Он, сложись его судьба немного по-другому, мог бы быть “в краю отцов не из последних удальцов”. Из поединка с барсом Мцыри выходит победителем, но эта битва и блуждание по горам отняли у него все силы, и ему не удается найти дорогу на родину.

После трех дней скитаний Мцыри оказался, сам того не желая, вновь у стен монастыря, где был найден и отнесен монахами в келью.
Перед смертью Мцыри никого не винит и никого не проклинает за свою загубленную жизнь. Он просит только, чтобы его перенесли в сад (“Оттуда виден и Кавказ!”), и умирает с мыслью о любимой родине и свободе, которых так и не достиг.
Образ Мцыри был очень важен для Лермонтова. Можно сказать, что он является не только обобщением трагической судьбы всего лермонтовского поколения, но и воплощением авторского идеала. Побежденный физически, но не сломленный духовно, Мцыри олицетворяет собой торжество воли, устремленной к свободе.

Преданность свободе делает образ Мцыри не только романтическим, идеальным образом, но и образом во многом героическим.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Поэма “Мцыри” как романтическое произведение