«Петровская эпоха в романе А. Н. Толстого «Петр первый»
А. Н. Толстой работал над увлекавшей его темой эпохи Петра I более двух десятилетий. Задолго до создания романа «Петр Первый» он написал рассказы «Наваждение» и «День Петра», очерк «Первые террористы», рассказывавший на основании подлинных документов о покушении на жизнь царя Петра. Это были первые наброски будущего эпического романа Толстого.
Уже тогда он много работал над историческими источниками, чтобы наиболее полно передать события Петровской эпохи.
Близкое знакомство автора с этим историческим периодом позволило
Центральное место в романе занимает реформаторская деятельность царя Петра I. Толстой видел в решительных реформах этого государя положительное, разумное начало, поскольку они были направлены на создание новой России — цивилизованной, развитой страны. Автор романа подчеркивает большое прогрессивное значение этих преобразований. Самого Петра I Толстой изобразил крупным государственным
На примере Петра мы можем видеть положительные черты русского национального характера.
Но, как известно, этот царь был хоть и незаурядной, но весьма неоднозначной личностью. И Толстой не закрывает глаза на историческую правду, он показывает, какими силами проводились в стране реформы, как Петр подчинял себе всех несогласных и насаждал свои решения. К примеру, в романе показано, как царь заставляет свое окружение учиться европейскому этикету, с издевкой режет боярам бороды, устраивает шутовские шествия по улицам Москвы, пытает и казнит стрельцов.
Петр I изображен в романе властной личностью. Задатки сильного характера проявляются у Петра еще в подростковом возрасте, когда он сумел дать первый отпор своей сестре, правительнице Софье. В борьбе с царевной Софьей за власть в его сознании уже оформляется план будущих преобразований в России.
И он добивается своего. Толстой показывает в романе, как Петр I занимается строительством флота, закладывает Архангельскую верфь, учится кораблестроению за границей. Его реформы охватывают буквально все сферы жизни России конца XVII — начала XVIII века: армию, флот, науку, культуру, быт, внешнюю и внутреннюю политику
Реалистическую бытовую и политическую обстановку Петровской эпохи Толстой создает также при помощи описания современников Петра, его сподвижников и политических врагов либо просто людей, типичных для своего времени. Правительница Софья, неродная сестра Петра, оспаривавшая его права на престол, изображается Толстым как женщина хитрая, властная, способная на коварство. В ней есть воля, государственный ум, но, втянувшись в дворцовые интриги, она становится организатором боярско-стрелецкой оппозиции.
И выступает таким образом против прогрессивных преобразований Петра.
Образу Петра I в романе противопоставляется образ шведского короля Карла XII, увлеченного идеей покорения соседних государств. Карл XII изображен Толстым как фанатик войны. Увлеченный битвами, он зачастую пренебрегает разумом и осторожностью, забывает об интересах своей страны. Все действия Петра, напротив, направлены на защиту интересов России.
Война не является для него поводом проявить свою храбрость. Война для Петра — это необходимость защитить интересы страны. Таким же преданным делу защиты своей страны изображает Толстой сподвижника Петра I фельдмаршала Шереметева — выдающегося русского военачальника.
Автор подчеркивает в нем лучшие черты: простоту, скромность, человечность, преданность долгу, отсутствие тщеславия.
Изображая в своем романе множество героев, их личные судьбы, автор тесно связывает их с событиями, происходящими в стране. Динамичное время перемен требует новых героев. Представители одних слоев общества быстро поднимаются вверх, другие оказываются отброшенными назад. Например, надменный боярин Буйносов не приемлет преобразований, он тоскует по старым временам В новшествах Петра он видит только унижение старых боярских фамилий На смену таким, как Буйносов, приходят деятели служилого дворянства и купечества, которые активно участвуют в преобразованиях Петра.
На примере судеб Алексашки Меншикова, семьи Бровкиных Толстой показывает, как выходцы из низов становятся близкими сподвижниками царя, занимают высокие должности. Такое было возможно только потому, что Петр считал «знатность по годности»
В своем романе А. Н. Толстой также правдиво изобразил нищету и забитость простого люда. Мы видим крестьян, холопов, солдат, страдающих от непомерных поборов и непосильного труда. Тема тяжелой участи народа — одна из главных в романе «Петр Первый». Толстой отражает в своем произведении такое явление российской действительности того времени, как раскольническое движение.
Автор рассказывает о беглых крестьянах, устремляющихся в лесные дебри, в раскольничьи скиты. Беглецы готовы на любые лишения, лишь бы «жить на воле, а не по указу государеву».
Вместе с тем на примере бедняка Андрюшки Голикова Толстой показывает, что некоторые одаренные выходцы из низов могли реализовать свои таланты. Палехский иконописец Андрюшка Голиков получил возможность обучаться живописи в Италии. Но самое главное, Толстой показывает огромную роль народа в реализации грандиозных планов Петра.
Именно напряженной работой простых людей, их повседневным трудом создавалась новая Россия.
На фоне происходящих в стране бурных политических событий Толстой не забывает показать культурную жизнь Петровской эпохи. Писатель рассказывает о механике-изобретателе Кузьке Жемове, который хочет построить первую летательную машину. Любимая сестра царя Наталья Алексеевна занимается устройством театра, пишет для него стихи.
Именно она помогает Петру вводить в русский быт европейские обычаи.
Роман А. Н. Толстого отличается широким охватом жизни России при царствовании выдающегося государя Петра I. Противоречивая и динамичная, эта эпоха в российской истории представлена Толстым во всех ее проявлениях, что позволяет говорить о ее реалистичном художественном изображении в романе. Писатель своим замечательным романом внес весомый вклад в изображение Петровской эпохи и, через призму тех событий, в изображение русского национального характера.