Идейно-художественный смысл названия рассказа А. П. Платонова “Взыскание погибших”

Можно сказать, что рассказ А. П. Платонова “Взыскание погибших” назван в православных христианских традициях – существует икона Божьей Матери, носящей такое же название. Больше того, эпиграфом к рассказу писатель выбрал следующие строки: “Из бездны взываю”. И действительно, весь рассказ, по сути, сводится к единственной мысли – о памяти перед погибшими людьми и о долге живых перед ними.
В центре рассказа находится образ старой женщины – матери Марии Васильевны, потерявшей на войне троих детей: “Матвею-то сколько ж было?

Двадцать третий шел, а Василию двадцать восьмой. А дочке было восемнадцать…” Героиня прошла тысячи километров ради того, чтобы вернуться в свой родной дом – на то место, где погибли ее дети.
Горе сделало Марию Васильевну бесстрашной и невредимой. Даже звери и враги не трогали эту женщину – они чувствовали, что она уже не принадлежит этому миру, хотя физически все еще остается живой. Душа героини умерла: она находилась там, где лежали ее дети – мертвые, утрамбованные жестокими танками: “Я сама теперь как мертвая”.
Именно поэтому связь Марьи Васильевны с ее детьми не утратилась – писатель
приводит мысленный разговор женщины с ее дочерью Натальей: “Как же, дочка, я тебе помогу? Я сама еле жива… если б весь народ полюбил тебя, да всю неправду на земле исправил, тогда бы и тебя, и всех праведно умерших он к жизни поднял: ведь смерть-то и есть первая неправда!”
В этих словах, на мой взгляд, заключается смысл рассказа Платонова – долг живущих состоит в том, чтобы не допустить больше того великого горя и несправедливости, что принесла война. Недаром писатель вводит в рассказ образ еще одной матери, потерявшей своих детей, – образ Евдокии Петровны. Эта молодая и когда-то красивая, полная жизни женщина теперь превратилась в “ослабевшую, тихую и равнодушную”.

Двоих маленьких детей этой женщины убили бомбой, а ее муж пропал без вести на земляных работах, “и она вернулась обратно, чтобы схоронить детей и дожить свое время на мертвом месте”.
Именно Евдокия Петровна рассказывает о том, как хоронили их близких: “Тогда они танком проехали через могилу по мертвым, покойники умялись, место стало, и они еще туда положили, кто остался. Им копать желания нету, они силу свою берегут”.
Кажется, это кощунство совершенно не трогает женщин – тон всего рассказа по-платоновски размерен и спокоен. Однако мы понимаем, что за этим спокойствием – страшнейшее опустошающее горе, сломленные жизни миллионов людей, потерявших своих близких. Физически героини еще продолжают жить – что-то делать, о чем-то говорить.

Но все это лишь видимость: все их мысли с родными мертвыми.
Умерли не только миллионы душ матерей, вся земля превратилась в один обугленный кусок. Однако, несмотря ни на что, в мире есть некие высшие силы, которые способны помочь и поддержать в человеке надежду: “Осенние звезды засветились на небе, точно, выплакавшись, там открылись удивленные и добрые глаза, неподвижно всматривающиеся в темную землю, столь горестную и влекущую, что из жалости и мучительной привязанности никому нельзя отвести от нее взора”.
Кажется, будто Бог сочувствует своим неразумным детям, изо всех сил стремится наставить их на путь истинный, как-то помочь. Но основную ответственность за свои поступки несут все же люди – лишь они могут что-то изменить, никогда больше не допускать подобного горя и зверств. И люди, по мысли всего рассказа Платонова, просто обязаны это сделать – во имя памяти близких людей, которые несправедливо погибли, унося с собой жизни и души своих родственников.
В рассказе эти перемены к лучшему писатель связывает с советской властью – недаром Марья Васильевна думает: “…пусть опять будет советская власть, она любит народ, она любит работу, она всему научает людей, она беспокойная; может – век пройдет, и народ научится, чтоб мертвые стали живыми”. И в финале рассказа, в продолжение этой мысли, именно на советского солдата возлагается миссия по уничтожению зла, по улучшению жизни, по выполнению завета мертвых: “Мертвым некому доверится, кроме живых, – и нам надо так жить теперь, чтобы смерть наших людей была оправдана счастливой и свободной судьбой нашего народа и тем была взыскана их гибель”.
Таким образом, смысл названия рассказа Платонова “Взыскание погибших” заключается в мысли о долге живущих перед погибшими, прежде всего, в Великой Отечественной войне. По мнению автора, память об умерших должна быть подтверждена поступками ныне живущих, их стремлением построить новую счастливую жизнь для своих детей. Только тогда взыскание погибших будет исчерпывающим.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Идейно-художественный смысл названия рассказа А. П. Платонова “Взыскание погибших”