Россия в романе А. Н. Толстого “Петр Первый”
Проблема взаимоотношений народа и государства – вечная проблема России. А. Н. Толстой не мог обойти ее в своем творчестве. Воплощением творческого замысла А. Н. Толстого стал исторический роман “Петр Первый”.
Россия в романе Толстого изображена в эпоху кардинальных реформ, получивших название “петровских преобразований”.
Личность Петра Первого находится в центре повествования, его ум и воля, соединенные с его неограниченной властью, “переворачивают” жизнь страны, решительно изменяя ее лицо.
Но деятельность Петра
Уже в начале романа становится ясно, что все слои общества недовольны действительностью. В борьбе нового и старого страна раскалывается на “лагеря”, имеющие разные социальные цели. Эта сложная расстановка сил дана в ярких образах, каждый из которых имеет в романе индивидуальные черты. Петр, Меншиков, Бровкины, Ромодановский и другие представляют “лагерь” сторонников преобразований; Софья, Буйносов, стрельцы и бояре –
Реализм Толстого сказался в том, что социальное происхождение само по себе не диктует человеку, к какому лагерю он в итоге примкнет. Шереметев и Ромодановский – бояре, но становятся соратниками Петра, как и кузнец Жемов, крестьянин Бровкин. Эпоха заставляет всех персонажей романа сделать выбор: идти “рядом” С Петром, сопротивляться реформам или молчаливо оставаться в стороне.
Какой из путей будет избран, определяется одним: может ли человек найти свое место, свой жизненный шанс в службе петровскому делу. Карьера, государственное величие, прибыль, утверждение своего личного достоинства – мотивы, объединяющие все разнообразие сторонников Петра. Нежелание изменить свою жизнь или угроза полного разорения не объединяют, а разделяют в романе бояр и простолюдинов, оставляя их силами, враждебными не только Петру, но и друг другу.
Так, в рамках строго хронологического рассказа, переполненного событиями и людьми, создается единый образ России.
Широкий охват событий, “панорамность” изображения подчинена реализации авторского замысла – показать объективную необходимость и прогрессивность петровского переворота. В романе находят свое место все социальные слои, все человеческие типы эпохи. Рядом с фигурой молодого царя растет и крепнет целая галерея талантливых людей.
Все они, независимо от социального происхождения, представляют своеобразие, национальныйхарак-тер совершаемых перемен. Выносливый, умный, мужественный народ в лице “птенцов гнезда петрова” олицетворяет раскрытие, воплощение национальных способностей. Но эти способности не направлены на создание “общества равных возможностей”, расцвет всех “пластов” российской жизни.
Возникновение мощного государства, военное и торговое величие России – их цель.
Такая направленность оставляет за бортом истории огромные массы людей, чьим благополучием жертвует Россия. Петр, как известно, в борьбе с варварством применял варварские методы. Его воля не знает пощады для противников реформ. Позиция Толстого здесь двойственна: с одной стороны, он сочувствует “униженным и оскорбленным “, с другой – часто видит в них реакционную массу.
В этой двойственности сказался противоречивый характер, присущий времени создания романа. Поэтому тема национального величия, “пробуждения” страны сложно переплетается в романе с вопросом о нравственной цене такого “расцвета”. “Я виноват, всех обобрал. Так? ” – спрашивает Петр у большебородого мужика и после осторожного сожаления о прежних временах получает ответ: “Конечно, государь, тебе виднее…” И тот жеПетр Алексеевич говорит Огильви, защищая национальное достоинство народа: “Русский мужик умен, смышлен, смел…” В этих двух высказываниях нет противоречия, потому что Петр имеет в виду мужика, превращенного в солдата, в слугу государства, что так родственно сталинской эпохе, в которую и создавался роман.
Изображение России эпохи петровских реформ Толстой воплотил в форме исторического романа. Но целью автора было не создание достоверной исторической картины, а доказательство живой преемственности времен. Из многообразия фактов он тщательно отбирал события, помогающие осмыслить причины превращения страны в великую державу.
Толстому важно было показать, во имя чего приносились жертвы, проследить движение человеческих судеб в потоке “осмысленной” истории. Поэтому его роман не может заменить сейчас другие точки зрения на Россию петровского времени. Но сила художественного таланта, мастерство слова и образа позволили Толстому создать одно из лучших произведений на эту тему.
Каждый художник имеет право на свое видение эпохи, и Толстой воспользовался этим правом с впечатляющей, редкостной силой…