Образы основных персонажей в «Слове о полку Игореве»
«Слово о полку Игореве» — один из самых значительных в художественном отношении памятников литературы Киевской Руси. Уже больше двухсот лет оно привлекает к себе пристальное внимание литературоведов и историков. Научные исследования, посвященные «Слову», исчисляются тысячами, однако до сих пор оно остается одним из самых загадочных произведений мировой литературы.
Стиль «Слова» очень символичен. На мой взгляд, именно стремлением к символичности объясняется и способ обрисовки основных героев в «Слове» — все они
Так, великий киевский князь Святослав идеализированно изображен главой русских князей и Русской земли в целом, так, как традиционно изображались правители:
Едва усыпил его мощный отец их,
Святослав грозный, великий князь киевский,
Гроза был Святослав!
Этот князь грозен, умудрен возрастом и опытом. Поэтому автор упоминает о его седине и сравнивает князя с соколом «в мытех».
Олег Гориславич — князь-крамольник, зачинатель княжеских раздоров на Руси:
Тогда при Олеге Гориславиче сеялось и вырастало междоусобием.
Погибала
Во крамолах княжеских век человеческий сокращался.
Всеслав Полоцкий — князь-непоседа, искатель лучшей доли, более высокого княжеского «стола». Автор характеризует его как «хитрого и гораздого», даже «вещего», но не избежавшего в конечном итоге, как и все, «суда Божьего», то есть смерти:
Пусть и вещая душа была в крепком теле,
Но часто страдал он от бед.
Ему первому и вещий Боян мудрым припевом предрек:
«Будь хитер, будь смышлен.
Будь по птице горазд,
Но божьего суда не минуешь!»
Боян — это символический образ «вещего», искусного певца, берущего свои истоки от языческих богов («внук Велесов»). Автор характеризует его творческую манеру как что-то данное свыше для того, чтобы славить избранников божьих — князей:
Боян же, братия, не десять соколов на стадо лебедей пускал,
Он вещие персты свои на живые струны вскладывал,
И сами они славу князьям рокотали.
Ярославна в «Слове» — это символ верной жены, спасающей своей любовью мужа на поле битвы. Всеволод, постоянно характеризующийся как «буй-тур», изображен как мужественный, сильный воин, в пылу боя забывающий обо всем: о чести и жизни, отчем золотом престоле, о привычках и обычаях своей жены. Он символизирует воинскую доблесть русских воинов, так же, как и его дружинники:
Там лежат нечестивые головы половецкие,
Порубленные калеными саблями шлемы аварские
От тебя, ярый тур Всеволод!
Какою раною подорожит он, братие,
Он, позабывший о жизни и почестях,
О граде Чернигове, златом престоле родительском,
О свычае и обычае милой супруги своей Глебовны красныя.
Половецкие князья Кончак и Гзак представлены в произведении как олицетворение зла, вражеских сил, черной силы: «Стреляй же, князь, в Кончака, неверного кощея, за Русскую землю», «черный ворон, неверный половчанин!»
Лишь по отношению к одному герою в «Слове» можно говорить о «движении» образа. Этот персонаж — князь Игорь. Организовавший и возглавивший необдуманный поход на половцев, Игорь Святославич изображен в «Слове» как отважный, честолюбивый, но «молодой» и «буйный» князь, ум которого скован чувствами и желаниями.
В этом он противопоставляется «седому» и опытному Святославу. Лишь в конце произведения автор указывает на происшедшую в Игоре перемену, сообщая о его поездке в Киев к Святославу:
Девы поют на Дунае,
Голоса долетают через море до Киева,
Игорь едет по Боричеву
Ко святой богородице Пирогощей.
Радостны земли,
Веселы грады!
Таким образом, почти все образы в «Слове о полку Игореве» можно назвать символическими. Они отражают какое-то одно качество, черту характера, являются их яркими и емкими выразителями. Такая особенность в изображении героев характерна для произведений фольклора, где нет полного отражения внутреннего мира персонажа, его развития.
Лишь один образ в «Слове» показан разносторонне, в движении. Это образ главного героя произведения — князя Игоря, который представлен противоречивым, способным изменить свои взгляды, пересмотреть свою позицию под влиянием каких-то событий.