ЛЮБОВЬ К РУССКОЙ ЗЕМЛЕ В “СЛОВЕ О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ”
ЛЮБОВЬ К РУССКОЙ ЗЕМЛЕ В “СЛОВЕ О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ”
Древняя литература от своих первоистоков со времен Киевской Руси была проникнута высоким патриотизмом. Авторов того времени интересовали темы общественного и государственного строительства, а в центре их произведений был – человек. Как указывал Д. Лихачев, в древнерусской литературе Х1-ХУ1 веков не было обособленных жанров прозы и лирики, поэтому вся литература была пронизана особым лиризмом.
Лирические тона мы можем встретить и в ораторской прозе, и в исторических повестях,
Характерно при этом, что лиризм имел по преимуществу гражданские формы. Автор древнего произведения думал не о себе лично и своих частных проблемах, а о судьбе родины. Это выражалось в призывах к спасению отчизны, к преодолению неурядиц в общественной жизни страны, в выражении горя по поводу поражений или междоусобиц князей.
Эта типичная особенность древнерусской литературы в полной мере нашла отражение в “Слове о полку Игореве”.
Основная идея произведения – страстный призыв к объединению русских князей перед лицом опасности, исходящей из обширных пустынных степей. “Слово
Эпические картины масштабных военных действий прерываются лирическими авторскими отступлениями. Прерывая самого себя горестными восклицаниями, автор как бы хочет остановить тревожный ход событий, сравнивает прошлое с настоящим, призывает князей-современников к объединению и совместным активным действиям против врагов родины.
Любовь автора к родной земле безгранична. Надеясь на то, что все подробности и перипетии похода Игоря хорошо известны современникам, он все свое внимание сосредоточил на политической, исторической оценке поражения русских войск. В этой связи нельзя не вспомнить слова Н. Рериха: “Защита родины – это защита собственного достоинства”.
Была весна 1185 года. Теплый ветер подсушил битую дорогу, по которой во главе с тремя князьями – Игорем, его сыном Владимиром и племянником Святославом – ехали конники в шлемах, за ними тянулись воины-пехотинцы с мечами и рогатинами, а в конце колонны поскрипывали деревянные возы, доверху наполненные оружием, провиантом и всякими припасами. Над славным войском развевались боевые знамена.
Шли долго. На девятый день возле Донца вынуждены были остановиться, потому что солнце куда-то исчезло и наступила тьма, на небе заискрились звезды.
Тревожно стало у каждого на сердце. Опытные бояре посоветовали Игорю отложить поход, так как затмение солнца предвещало несчастье. Но Игорь не обратил внимания на советы, и войско, переправившись через реку Донец, направилось к Осколу, где два дня стояло лагерем: ждали брата Игоря Всеволода с войском.
Объединившись, воины продолжили свое невеселое путешествие навстречу смерти. На реке Сальнице их уже поджидали половцы. Утром десятого мая на русичей напала вражеская пехота.
Готовые к бою, выстроенные в боевом порядке, русичи пошли на сближение, но половцы отказались от боя.
Утром следующего дня половцы обступили русское войско, как густой лес. Русская конница спешилась и начала пробиваться назад к Донцу. Тучи половецких стрел сеяли смерть, люди и кони изнемогали от жажды, Игорь был ранен. Лютая битва длилась целый день и всю ночь.
Ни на минуту не утихала кровавая драма, ибо русичи стояли насмерть.
Фатальный конец наступил в воскресенье утром: не выдержав натиска пол9вецких орд, обратились в бегство дополнительные войска, состоящие из оседлых кочевников. Игорь начал было их возвращать, но сам попал в плен. Впоследствии половцы пленили и других князей.
Дружина панически отступала, множество воинов погибло в этой жестокой схватке, некому было даже оповестить соотечественников о полном разгроме русских войск. Через некоторое время Игорю и другим русичам с помощью половца Овлура удалось вырваться из неволи. В дороге они потеряли коней и пешком в течение одиннадцати дней добирались к Донцу, а оттуда – к Новгороду-Северскому.
Таково основное содержание печальной истории о походе князя Игоря, но историческая основа “Слова о полку Игореве” значительно шире. Поход Игоря – всего лишь один из эпизодов долгой и трудной борьбы Киевской Руси против орд кочевников, к тому же борьбу приходилось вести в крайне неблагоприятных условиях. Эгоистическая борьба князей за землю привела Киевскую Русь к упадку: грабежи городов, сжигание сел, пленение мирного населения, убийства близких родственников.
Княжескими междоусобицами и конфликтами успешно воспользовались половцы, которые, начиная с 1061 года и до середины XIII века, постоянно нападали на восточнославянские земли. С причерноморских степей, широкие просторы которых они облюбовали, половцы неожиданно появлялись на своих резвых лошадях, грабили, сжигали города и селения, брали в плен их жителей и быстро исчезали.
Чтобы хоть как-то избежать разрушительных последствий набегов кочевников, русские князья задабривали их щедрыми подарками, заключали брачные союзы с дочками половецких ханов. Но все это не спасало ситуацию, так как среди князей не было согласия. Они не раз приводили половцев на русские земли, чтобы с их помощью победить соперника, претендующего на княжеский престол.
Случалось, что против такого князя восставал народ и прогонял злодея, так, в частности, произошло в 1068 году в Киеве. Таким образом, защита родной земли от половцев имела первоочередную важность. В 1183 году киевский князь Святослав с помощью других князей одержал победу над половцами, а одного из ханов, Кобяка, пленил. Об этом узнал новгород-северский князь Игорь и решил сам побить половцев.
Сначала это ему удалось. Окрыленный успехом, Игорь через два года снова отправился в поход, который закончился полным разгромом русичей на реке Калке.
Обратим внимание на то, каким образом дается в произведении образ князя Игоря. Этот литературный прием весьма оригинален для литературы раннего средневековья: раскрываются как негативные, так и позитивные качества героя. С одной стороны, автор выражает симпатию и любовь к своему главному герою; с любовью и уважением относятся к нему другие князья, Всеволод называет его братом, “светлым светом”.
Вместе с тем автор не только любуется храбростью Игоря, его отвагой, ловкостью, но и осуждает его за эгоизм, пустословие, неразумность.
Князь Игорь – трагическая и героическая фигура нашей истории. Изображая неудачный, не согласованный с остальными русскими князьями поход Игоря против половцев, автор прославляет идею объединения, ведь раздробленность становится реальной угрозой существованию его родной земли. Понял он также, что защита родины – это защита собственного достоинства.
Будучи плененным, Игорь осознал необдуманность своих действий, понял, насколько трагическими для судьбы родины являются подобные поступки. Ему удалось бежать из плена. Игорь возвращается в Киев и тем самым признает свою вину – нарушение обязательств перед Русской землей.
Недаром “Слово о полку Игореве” завершается провозглашением “славы” в честь князей – Игоря, Всеволода, Владимира Игоревича и их дружин.