Образ природы в современной литературе

В наше время особенно ярко выявилось, что природа пе­ред лицом возросшей мощи техники и индустрии оказывается беззащитной, отсюда в произведениях современных писателей все настойчивее звучит тема нравственной ответственности человека перед природой. На совести человечества — сохра­нить и сберечь природу, которая сама уже оказывается не в силах справиться с последствиями индустриальной агрессии человека. Этими идеями насыщены такие произведения, как «Белый Бим — черное ухо» Троепольского, «Третья охота» и «Трава» В.

Солоухина, «Птицы, или новые сведения о челове­ке» А. Битова.

Это последнее произведение примечательно еще и тем, что философски осмысляет экологическую про­блематику, старается постичь через углубленное внимание к природе в ee современном состоянии глубинную нравствен­ную сущность человека, о чем недвусмысленно говорит и за­главие книги.

Человек — часть природы. Но часть особая, обособившая­ся, способная сознавать себя и природу. От этого возникают в жизни и в литературе непростые, конфликтные ситуации.

Но неизменно одно — в гуманистической литературе природа была и остается одной из

важнейших жизненных ценностей, эстетическим и нравственным образцом и ориентиром.

Вопросы для повторения.

Какую роль играет природа в произведениях русских писателей?

Почему у разных писателей и природа такая разная?

Каким образом картины природы могут изображать внутренний мир человека (на двух-трех примерах)?

Какие новые черты появляются в трактовке темы при­роды во второй половине XX века?

Кто в русской литературе, по вашему мнению, лучше всего изображал природу?


Образ природы в современной литературе