Многообразие народных типов в поэме H. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

1. Лучшие человеческие качества, воплотившиеся в образах людей из народа.
2. Образ Матрены Тимофеевны Корчагиной.
3. Голь и холопы.
4. «Крестьянский грех».
В своей поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасов показывает обширную панораму народной жизни, характеров и судеб. Мотив странствия семерых крестьян, задавшихся целью выяснить, кому же «вольготно, весело живется на Руси», автор ввел в поэму не случайно. Ведь в пути странники встречаются с самыми разными людьми.

Образы путешествующих мужиков прорисованы не столь

тщательно, как портреты тех, с кем они знакомятся в дороге. Однако нужно отметить, что образ странника также взят Некрасовым из жизни. Культура странничества была весьма развита в русском народе.

Путешествия могли совершаться с торговой целью или иметь характер паломничества по святым местам. Нужно отметить, что существовала особая социальная группа странников — юродивые, убогие, а также полноценные физически и душевно люди, которые переходили от одного святого места к другому. В народе такие люди пользовались большим уважением: странник мог рассчитывать на радушный прием не только в крестьянской

избе, но и во многих богатых купеческих и дворянских семьях. Некрасов, стремясь правдиво показать народную жизнь, конечно, не мог обойти молчанием такое явление, как странничество.

Некоторые странники были своего рода «ходячими книгами»: в семьях, где они останавливались, эти люди рассказывали немало историй — и о том, что видели сами, и то, что слышали от других.
Приблизительно такова же в поэме и роль семерых мужиков, отправившихся искать счастливых людей. Ведь истории, которые рассказывают странникам их случайные знакомые, соединяются в одно большое поэтическое полотно. Некрасов показывает благородные, цельные характеры, которые встречаются среди простых людей. Например, Ермил Гирин, который честным трудом добился и богатства, и уважения своих односельчан.

В юности Ермил служил писарем в конторе при управляющем поместьем князя Юрлова. Должность, конечно, самая маленькая, влияния на ход дел Ермил оказывать не мог, но все-таки он старался по мере сил помочь крестьянам. Бесплатно составлял для них нужные бумаги, помогал советом:
К нему подходишь к первому,
А он и посоветует
И справку наведет;
Где хватит силы — выручит,
Не спросит благодарности,
И дашь, так не возьмет!
Худую совесть надобно —
Крестьянину с крестьянина
Копейку вымогать.
Зная, насколько честен Ермил, крестьяне ему безоговорочно доверяют: избирают его бурмистром, дают ему взаймы деньги на приобретение мельницы. Лишь один раз поступил этот человек против совести: вместо своего брата сдал в солдаты другого крестьянина. Никто, кроме матери злополучного рекрута, не осуждал Ермила.

Но сам он не вынес мук совести и добровольно покаялся перед всем народом, исправил последствия своего проступка и отказался от должности бурмистра, считая себя недостойным народного доверия.
Ермил Гирин не единственный пример достойного человека из народа. Вот как характеризует автор другого героя своей поэмы:
Влас был душа добрейшая,
Болел за всю вахлачину,
Не за одну семью.
Как и Ермил, Влас не может идти против совести. Он отказался от должности бурмистра, чтобы не пресмыкаться перед выжившим из ума князем Утятиным.
О народе, о забитой «вахлачине» болеет душой и Гриша Добросклонов, сын сельского дьячка. Гриша жадно тянется к знаниям — «порывается в Москву, в новорситет», не довольствуясь тем образованием, которое он получил в семинарии. Однако юноша не стал относиться к своим землякам свысока, как к людям малограмотным.

Гриша искренне уважает простых тружеников, старается по мере сил помочь им своими познаниями. Гриша, его отец и брат ничуть не богаче большинства крестьян, трудятся наравне с ними. Крестьяне в свою очередь очень доброжелательно относятся и к дьячку, и к его сыновьям, делятся с ними своими запасами.
В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов показал и высокие достоинства русской женщины — терпение, верность, трудолюбие. Эти качества присущи и Домне, покойной матери Гриши, и крестьянке Матрене Тимофеевне, судьбе которой в поэме отводится значительное место. Многое приходилось безропотно выносить простой крестьянке: тяжелый труд, враждебное отношение родственников мужа, многочисленные роды и смерть детей… Нелегко было Матрене отстоять свое человеческое достоинство. «Ты — крепостная женщина!» — так объяснил ей суть ее бесправного положения Савелий, дед ее мужа.

Но Матрена — человек смелый и решительный: она бесстрашно отвергает домогательства управляющего Ситникова, идет искать справедливости у губернатора, чтобы вернуть мужа, которого не по закону сдали в рекруты. Матрене пришлось пережить гибель любимого сына, которого она вспоминает и через много лет. Эта женщина способна на глубокие, сильные чувства: она с нежностью вспоминает родителей, любит мужа и детей. Однако Некрасов, рисуя портреты людей из народа, показывает читателю и другие характеры.

Образ пройдохи и плута, который встречается в народном творчестве, в поэме «Кому на Руси жить хорошо» воплотился в личности Клима Лавина, пьяницы, хвастуна и лентяя. Внешне Клим, однако, производит самое благоприятное впечатление на тех, кто не знаком с ним:
У Клима совесть глиняна,
А бородища Минина,
Посмотришь, так подумаешь,
Что не найти крестьянина
Степенней и трезвей.
Клим охотно дурачит выжившего из ума Утятина. Для хитрого плута это и развлечение, и возможность ощутить собственную значимость. Некрасов устами Власа характеризует Клима как «последнего человека», однако на самом деле Клим обладает многими ценными качествами.

Он грамотен, красноречив, предприимчив, остроумен. Как ни горько звучат его насмешки над односельчанами, а в них содержится несомненная правда:
Смеется над трудящимся:
С работы, как ни мучайся,
Не будешь ты богат,
А будешь ты горбат!
Клим ценит веселье, а не труд. Его натуре чужды заботы и тревоги. Но этот бесшабашный человек, хоть и согласился кланяться и поддакивать барину, понимает и ценность свободы. Клим — гуляка, бездельник, нахал, но не холоп, как Ипат, который при известии о крестьянской воле негодует.

Ипат не единственный образ холопа, выведенного в поэме. Бывший дворовый князя Переметьева искренне считает себя счастливым человеком, так как он сорок лет прислуживал своему господину, подлизывал тарелки с дорогими кушаньями и даже заполучил подагру — дворянскую болезнь. Верный Яков мстит своему барину по-холопски — вешается на дереве на глазах у хозяина.

Но еще хуже холопов, забывших о человеческом достоинстве, предатели интересов народа. Таким оказался староста Глеб, который ради денег сжег завещание своего барина, в котором тот освобождал всех своих крестьян из крепостной зависимости. А ведь сам Глеб из простого народа, в памяти которого он и остается вечным преступником:
Все прощает бог, а Иудин грех
Не прощается.
Некрасов стремился показать в поэме «Кому на Руси жить хорошо» все многообразие человеческих характеров, которые встречаются среди простого народа. Конечно, не все из них способны вызвать симпатию. Но в целом поэт верил, что в народе сохранились самые светлые, самые достойные черты:
Сила народная,
Сила могучая —
Совесть спокойная,

Правда живучая!


Многообразие народных типов в поэме H. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»