Михаил Александрович Шолохов

Практикум

Задание 1

Групповые задания

I. Подготовьте небольшое сообщение о рассказе «Жеребенок» из цикла «Донские рассказы», опираясь на вопросы и задания.

1. Перескажите фабулу рассказа «Жеребенок».
2. В каких художественных образах автор раскрывает близость Трофима к естественной — природной и крестьянской — жизни?
3. Найдите и прокомментируйте эпизоды, где можно увидеть слияние голосов автора и героя. В чем смысл этого приема?
4. Трагичным или оптимистичным является, с вашей точки зрения, финал «Жеребенка»?

/> 5. Как вы поняли авторскую позицию в рассказе?

II. Подготовьте небольшое сообщение о рассказе «Шибалково семя» из цикла «Донские рассказы», опираясь на предложенные вопросы и задания.

1. Перескажите фабулу рассказа «Шибалково семя».
2. С какой целью Шолохов использует в этом произведении форму сказа?
3. Почему сотня помиловала «Шибалково семя»?
4. Как вы оцениваете поступки Якова Шибалка: убийство «по совести» Дарьи и спасение ребенка?
5. Какова авторская оценка поступка героя рассказа?

III. Подготовьте небольшое сообщение о рассказах «Родинка» и

«Чужая кровь» из цикла «Донские рассказы», опираясь на вопросы и задания.

1. Перескажите фабулы рассказов «Родинка» и «Чужая кровь».
2. В каких художественных деталях Шолохов сталкивает «мир» и «войну»? Определите смысл этой антитезы в рассказах.
3. Какую роль в рассказах играет пейзаж? Прокомментируйте одну-две пейзажных зарисовки, чтобы доказать свое мнение о роли описаний природы у Шолохова.
4. Сопоставьте финальные сцены рассказов. Как меняется поведение атамана, героя «Родинки», когда он узнает в убитом красном сына? Как эти изменения отражены в темпе и тональности повествования?

Почему Шолохов завершает рассказ «Чужая кровь» сценой расставания стариков с обретенным сыном?
5. «Родинка» начинает, а «Чужая кровь» завершает шолоховский цикл, посвященный Гражданской войне на Дону. Сравните первый и последний рассказы цикла с точки зрения разрешения в них конфликта «отцов и детей» в революционную эпоху. Возможно ли, согласно Шолохову, «в годину смуты и разврата» примирение враждующих сторон?

Задание 2

Познакомьтесь с различными трактовками авторской позиции в «Донских рассказах» М. А. Шолохова.

— Литературовед В. А. Чалмаев в учебнике литературы для 11-го класса определил шолоховскую позицию в «Донских рассказах» как «совесть молчащую, благословляющую кровопролитие»

С какими трактовками вы согласны, а с чем готовы поспорить? Обоснуйте свое мнение, обратившись к рассказам «Жеребенок», «Шибалково семя», «Родинка» и «Чужая кровь».

Задание 3

Прочитайте эпиграфы к роману — строфы старинных казачьих песен. Почему в качестве эпиграфов Шолохов использует две песни? В чем вы видите их сходство и различие?

Познакомьтесь с истолкованиями эпиграфов В. В. Васильевым, Н. С. Кисловой и С. Г. Семеновой, а также с полным текстом народной песни, отрывок из которой М. А. Шолохов сделал вторым эпиграфом к «Тихому Дону».

Согласны ли вы с исследователями?

— «В романе очень важна связь семейного начала с фольклором. Посредством одной из древнейших метафор — воды, мотив вечного течения Дона оказывается связан с мотивом рода. Именно отсюда берут начало лейтмотивы вдовства, сиротства, материнского горя, пронизывающие все книги «Тихого Дона».

Старинная казачья песня настораживает, настраивает отнюдь не на благостное восприятие мирного быта и нравов «Тихого Дона», а на восприятие полных драматизма народных судеб. Острота социальных потрясений в годы, охваченные произведением, еще отчетливее обнажается вторым эпиграфом: «Ой ты, наш батюшка тихий Дон! // Ой, что же ты, тихий Дон мутнехонек течешь?» Этот эпиграф — начало старинной казачьей песни семейного характера. Шолохов заимствует из песни лишь ту часть, которая становится основой для социальных обобщений. Образ взмутившейся реки в народной лирике — символ тревоги, волнений, вызванных большими событиями в личной и общественной жизни»


Михаил Александрович Шолохов