Люди дна характеры и судьбы по пьесе На дне (Горький А. М.)
Спор о возможностях человека и о смысле его жизни лежит в основе пьесы “На дне” Максима Горького. Действие пьесы происходит в месте, оторванном от мира людей – ночлежке Костылевых. Почти все обитатели ночлежки прекрасно осознают, что их положение нельзя назвать нормальным, ведь между ними и остальным обществом оборваны все важнейшие связи (духовные, социальные, профессиональные, семейные). Самих ночлежников между собой тоже ничего не связывает: эти люди случайно сошлись в одном месте и ничего не желают знать друг о друге.
У каждого
В этом споре особую роль играют три позиции – Луки, Бубнова и Сатина.
Бубнов – фаталист. Он уверен, что человеку не по силам что-либо менять в своей судьбе. В мире торжествуют безжалостные законы, которые управляют людьми и господствуют над ними. Все люди, как щепки, плывут по течению и полностью зависят от внешних обстоятельств.
Такова правда Бубнова.
Лука – один из самых сложных образов в произведении. С ним связан главный философский вопрос
Лука является в пьесе носителем идеи сострадания. Он понимает: есть “люди”, а есть “человеки”. “Люди” – существа слабые, им нужна поддержка, они не могут обходиться без веры и без надежды на светлое будущее. Ведь именно надежда и вера – самые мощные стимулы человеческих деяний.
Лука помогает Анне облегчить муки последних минут жизни. Актеру и Пеплу он вселяет надежду на то, что жизнь можно изменить к лучшему. Правда, после исчезновения Луки, надежда, обретенная людьми, превращается в иллюзию.
Герои пьесы осознают суровую реальность жизни, и это приводит их к катастрофе. Сильные духом люди (“человеки”) находят опору в себе самих, им не нужны жалость и сострадание, а, тем более, они не нуждаются в успокоительной лжи. “Человеки” творят свою судьбу сами, в их руках собственное счастье и несчастье. Философия Луки объединяет в себе чуткость к чужому горю, христианское долготерпение и трезвый реализм.
Она обращена к светлому и доброму, что есть в душе каждого человека.
Сатин выражает совсем другую жизненную позицию: человек – самое главное существо на Земле, а все остальное – творение его рук и мозга. Человека нужно уважать, а жалость может только унизить. Однако сам Сатин живет заведомой ложью, занимается шулерством, равнодушен к людям и презирает ближних своих.
Образованный и умный Сатин вполне мог бы подняться со “дна” жизни, но делать этого не хочет. Он невольно становится идеологом зла, оправдывая свою форму существования на планете.
Слова о том, что человек – это звучит гордо, автор вложил в уста Сатина лишь потому, что в пьесе не было другого, такого сильного и гордого человека, достойного озвучить эту мысль.
В своей пьесе Горький выражает уверенность в том, что только истина может спасти человека, а также понимание того, насколько значимо сострадание в жизни людей.