Поиски правды в пьесе М. Горького “На дне”

Пьеса М. Горького “На дне” (1902). Эта драма стала ре­зультатом жизненного опыта и философских исканий писа­теля. “Основной вопрос, который я хотел поставить, это – что лучше: истина или сострадание? Что нужнее?

Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Это вопрос не субъективный, а общефилософ­ский”, – отмечал автор в интервью в 1903 г.

Основной конфликт пьесы М. Горького “На дне”. Драма­тургический конфликт пьесы М. Горького “На дне” строит­ся на противопоставлении двух философий.

Что может дать надежду человеку в трудную минуту: утешительная ложь или суровая правда?

Столкновение разных точек зре­ния в споре о Человеке и правде и поворотным моментом в развитии событий становится появление среди героев странника Луки. Философия Луки в пьесе. Носителем идеи, что “Она, правда-то, – не всегда по недугу человеку… не всегда прав­дой душу вылечишь…”, становится странник Лука. Его жиз­ненная философия строится на сострадании и сочувствии нуждающимся в этом людям (спившийся Актер, умирающая Анна, романтичная Настя).

(middle) -->

Пытаясь навеять “сны золотые”, Лука несколько уводит своих собеседников от реальности: “Коли веришь, – есть; не веришь, – нет… Во что веришь, то и есть…” Странник понимает, что найти справедливость на земле бывает слишком трудно и разум не всегда может по­мочь. “И… чего тебе правда больно нужна… подумай-ка! Она, правда-то, может обух для тебя…”, – обращается странник к Пеплу.

Лишь вера, по мнению Луки, удерживает человека и придает ему силы. Но герой предупреждает, что может стать со слабым человеком, если тот вдруг утратит ве­ру, – рассказывает притчу о праведной земле. (Характерис­тику образа Луки см. в билете № 5 – вопрос 2.) Мировоззрение Сатина. Идейным оппонентом Луки в пьесе выступает Сатин, такой же обитатель “дна”, как и ос­тальные герои. Это рационалист и циник, но он ратует только за истину, находя даже в спасительной, утешитель­ной лжи оскорбление для Человека. “Кто слаб душой… и кто живет чужими соками – тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие – прикрываются ею… а кто – сам себе хозяин… кто независим и не жрет чужого – зачем то­му ложь?

Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!” Сатин высказывает мнение, проти­воположное точке зрения Луки на Правду и Человека, но при этом и признает определенную правоту Луки: “Ста­рик – не шарлатан! Что такое – правда? Человек – вот правда!

Он это понимал… Он врал… но – это из жа­лости к вам, черт вас возьми! Старик? Он – умница!..

Он… подействовал на меня, как кислота на старую и гряз­ную монету…” Авторская позиция. В трактовке авторской точки зре­ния в споре о правде нет единого мнения до сих пор.

Участие в споре других персонажей пьесы. Другие персо­нажи в той или иной мере лишь обозначают свое отношение к проблемному вопросу. Так, например, картузник Бубнов, человек циничный, говорит: “А я вот… не умею врать! За­чем?

По-моему – вали всю правду, как она есть! Чего стес­няться?” Это не позиция Сатина, выступающего за Человека и уважение его личности, нет, Бубнов не дорожит такими понятиями.

Клеш, старающийся изо всех сил выбраться из ночлежки, не нуждается в правде: “Какая – правда? Где – правда?… Вот – правда!

Работы нет…силы нет! Вот – правда! Приста­нища… пристанища нету! Издыхать надо… вот она, правда!

Дьявол! На… на что мне она – правда?” Сомневается в необ­ходимости правды и Наташа: “Видно, вранье-то… приятнее правды…”

Поиски правды в пьесе М. Горького “На дне” не получа­ют однозначного решения. Столкновение двух полярных то­чек зрения позволяет читателю сделать свой выбор.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Поиски правды в пьесе М. Горького “На дне”