Лирика Пастернака
Центральное место в лирике Пастернака принадлежит теме природы. Содержание этих стихотворений значительно шире обычных пейзажных зарисовок. Рассказывая о веснах и зимах, о дождях и рассветах, Пастернак повествует о природе самой жизни, исповедует веру в нравственные основы жизни.
Пейзаж в творчестве Пастернака не просто изображается, а живет и действует. Вся полнота жизни в разнообразии ее проявлений вмещается в кусочек природы, который, кажется, способен чувствовать, мыслить и страдать.
Стихотворение «Февраль. Достать чернил
Проникнутое грустным настроением прощания с зимой, стихотворение поражает точностью пейзажных зарисовок. Лирический герой, поэт, хочет написать о феврале, когда чернеют проталины и появляются первые лужи. Ему хочется умчаться на пролетке за шесть гривен туда, «…где ливень еще шумней чернил и слез»;.
Тысячи грачей, похожих на обугленные груши, «сорвутся в лужи и обрушат сухую
Метафорическая насыщенность — также одна из отличительных особенностей художественной системы Пастернака. Это и «грохочущая слякоть»;, «клик колес»;, «ветер криками изрыт»;. Обилие свежих, новых сравнений, метафор, эпитетов привлекает внимание, делает язык поэта особенным и неповторимым, но в то же время сложным для восприятия.
Стихотворения «Сосны»; и «Иней»; вошли в сборник «Переделкино»;. Они были написаны в 1941 году во время жизни на даче, в подмосковном поселке Переделкино. Красота природы окружающего мира вызывает у поэта чувство благоговения и восхищения:
И вот, бессмертные на время,
Мы к лику сосен причтены И от болей и эпидемий и смерти освобождены.
(«Сосны»;)
В стихотворении «Иней»; звучит та же тема беспредельной благодарности миру природы, дарующей человеку возможность видеть мир во всем его многообразии. Дни поздней осени, отмеченные первыми заморозками и первым снегом, особенно дороги поэту:
И белому мертвому царству,
Бросавшему мысленно в дрожь,
Я тихо шепчу: «Благодарствуй,
Ты больше, чем просят, даешь»;.
Лирический герой Пастернака — страстная натура. Он не перестает удивляться и радоваться миру, потому что именно в простоте заключена его красота, только надо понимать это и уметь находить ее во всем. Пастернак видит и стихийность мира, и сложность в переплетении человеческих судеб, и в то же время простоту, потому что люди не могут жить друг без друга.
Тема любви звучит во многих стихотворениях Пастернака. Переживший не один раз это великое и всепоглощающее чувство, Пастернак много писал о любви.
Стихотворение «Любить иных тяжелый крест…»; было написано в 1931 году и вошло в цикл стихотворений «Второе рождение»;. Оно было посвящено жене — Зинаиде Николаевне Нейгауз, известной пианистке. Проникнутое большой любовью, нежностью и восхищением, оно невольно вызывает в памяти лучшие строки любовных стихотворений Пушкина, Лермонтова, Тютчева. Образ любимой прекрасен и неповторим:
Любить иных — тяжелый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет Разгадке жизни равносилен.
В этом же сборнике было стихотворение «Никого не будет в доме…»;. Дата написания совпадает — это 1931 год. Тема ожидания любимой, которая должна неожиданно появиться в сумерках, раскрывается на фоне угасающего зимнего дня.
Лирический герой находится в гармонии с природой. Приметы зимы напоминают росчерк кисти художника-импрессиониста: «…белых мокрых комьев \\ Быстрый промельк маховой»;, «Зимний день в сквозном проеме \\ Незадернутых гардин»;. Душа поэта живет ожиданием встречи:
Ты появишься у двери В чем-то белом без причуд,
В чем-то впрямь из тех материй,
Из которых хлопья шьют.
Тема России всегда волновала Пастернака. Судьба писателя была неотделима от судьбы родины. Для него не было вопроса: остаться после революции в России или эмигрировать на Запад. Европа означала материальное благополучие и покой, а Советская Россия открывала неясные, невиданные в мировой истории горизонты.
И Пастернак сделал свой выбор — остался на родине. Во второй половине 30-х годов, когда в СССР прокатилось несколько волн жесточайших репрессий, Пастернак осознал, что «единение с временем перешло в сопротивление ему»;. Но и в самые тяжелые минуты испытаний Пастернак сохранял любовь к отечеству.
Это можно увидеть на примере небольшого стихотворения «На ранних поездах»;, написанного в 1941 году и вошедшего в цикл стихотворений «Переделкино»;. Это маленький рифмованный рассказ. Его герой — измученный сложнейшими вопросами бытия интеллигент. «В горячей духоте вагона»; подмосковной электрички ему открывается правда о прекрасном и непобедимом народе.
Сквозь прошлого перипетии И годы войн, и нищеты Я молча узнавал России Неповторимые черты.
Превозмогая обожанье,
Я наблюдал, боготворя.
Здесь были бабы, слобожане,
Учащиеся, слесаря.
Так поэту открылись «России неповторимые черты»;. И он увидел то, что под силу прозреть лишь «вещим зеницам»;. Лица людей как бы высвечены отблеском будущих сражений, очищены от повседневной шелухи. Рубежом сороковых годов разделяется два периода творческого пути Пастернака.
Позднему Пастернаку присуща классическая простота и ясность. Его стихи одухотворены присутствием открывшегося поэту «огромного образа России»;.
На протяжении всего творческого пути Пастернака волновал вопрос позиции поэта. В цикле стихов «Тема с вариациями»; (1918) он ищет в художнике, в творчестве источник силы, способной противостоять стихии разрушения, бушующей в современном мире. Пытаясь выйти к пониманию сути мира, жизни, законов ее движения, развития, поэт утверждал созидательную природу искусства:
Поэзия, не поступайся ширью,
Храни живую точность: точность тайн.
Не занимайся точками в пунктире И зерен в мере хлеба не считай.
В стихотворении «Быть знаменитым некрасиво…»;, написанном в 1956 году, Пастернак определяет свое творческое кредо:
Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
Воля к преодолению своих пределов сочеталась с постоянной заботой о сохранении собственного почерка, с желанием «не отступаться от лица»;. Первая строка стихотворения задает тон всему стихотворению:
Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.
Истинное величие поэта — не в том, чтобы стяжать себе славу, а в том, чтобы «привлечь к себе любовь пространства, \\ Услышать будущего зов»;.
Своеобразным поэтическим манифестом стало стихотворение «Во всем мне хочется дойти до самой сути…»; Оно было написано в 1955 году и вошло в сборник стихов «Когда разгуляется»; (1956-1959). Стихотворение проникнуто чувством сопричастности всему живущему на земле, стремлением постигнуть сложность жизненных явлений «до оснований, до корней, до сердцевины»;. Приближаясь к пушкинскому философскому постижению жизни: «Я жить хочу — чтоб мыслить и страдать»;, Пастернак пишет:
Все время схватывая нить Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.
Пастернак вновь ставит знак равенства между стихами и чудом из чудес — природой. В его стихах оживает «дыханье роз, дыханье мяты, луга, осока, сенокос, грозы раскаты»;. И путеводной звездой на этом пути в будущее, к идеалу, становится для него бессмертная музыка, рожденная повседневностью для вечности:
Так некогда Шопен вложил Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил В свои этюды.
«Лирика позднего Пастернака открывает перед нами позицию поэта — в отношении к миру и времени — в несколько ином ракурсе сравнительно с его творчеством прежних лет. Идея нравственного служения здесь преобладает надо всем прочим… Смысл бытия, назначение человека, сущность мира — вот вопросы, волновавшие Пастернака на протяжении многих лет, в особенности в конце жизненного пути, когда он, можно сказать, полностью отдает свою лирику поискам основ, разгадыванию конечных целей и первопричин»; (А.
Синявский).
Важное место в лирике Пастернака занимают стихотворения, включенные в роман «Доктор Живаго»; (1956). Они написаны главным героем этого произведения — Юрием Живаго. Это стихи, которые были найдены в его бумагах после смерти героя, они представляют свидетельство Юрия Живаго о своем времени и о себе. В романе стихи выделены в отдельную часть.
Перед нами не просто небольшой сборник стихотворений, но цельная книга, имеющая собственную, строго продуманную композицию. Открывается она стихотворением о Гамлете, который в мировой культуре стал образом, символизирующим раздумья над характером собственной эпохи. Лирический герой этого стихотворения, несущий в себе мысли и идеи своего поколения, выходя на подмостки жизни, понимает, что ему придется «испить свою чашу»; лишений, горя, страданий, и молит Бога: «Авва Отче, чашу эту мимо пронеси»;.
Но он знает, что прийти к бессмертию можно лишь после того, как пройдешь все испытания, посланные тебе судьбой. Лирический герой осознает, что он, как и каждый человек, должен пройти свой жизненный путь, каким бы трудным он ни был:
Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути,
Я один, все тоне в фарисействе.
Жизнь прожить — не поле перейти.
В романе встречаются указания на обстоятельства возникновения замысла тех или иных стихов. Одно из самых знаменитых стихов доктора Живаго «Зимняя ночь»;. Образ свечи, появляющейся на страницах романа, становится символическим.
Накануне Рождества Юра с Тоней проезжали по Камергерскому. «Вдруг он обратил внимание на черную протаявшую скважину в ледяном наросте одного из окон. Сквозь эту скважину просвечивал огонь свечи, проникавший на улицу почти с сознательностью взгляда…»; В это время в сознании Юрия Живаго складываются стихи: «Свеча горела на столе. Свеча горела…»; как начало чего-то смутного, неоформившегося, в надежде, что продолжение придет само собой. Так образ свечи становится символом поэтического дара Юрия Живаго и его любви к Ларе, которую он пронес в своей душе через всю жизнь:
Мело, мело по всей земле Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
В цикле стихов доктора Живаго есть несколько стихотворений, посвященных православным праздникам. Одно из них называется «Рождественская звезда»;. Рассказывая о рождении Христа, поэт описывает Вифлеемскую звезду, которая зажглась над колыбелью младенца:
Она пламенела, как стог, в стороне От неба и Бога,
Как отблеск поджога,
Как хутор в огне и пожар на гумне.
Мы видим прекрасного младенца, «сияющего, в яслях из дуба, как месяца луч в углубленье дупла»;, его мать, деву Марию, которая любовалась Рождественской звездой.
Завершается эта поэтическая книга стихотворением, которое называется «Гефсиманский сад»;. В нем звучат слова Христа, обращенные к апостолу Петру, защищавшему мечом Иисуса от тех, кто пришел его схватить и предать мучительной смерти. Он говорит, что «спор нельзя решать железом»;, и потому приказывает Петру: «Вложи свой меч на место, человек»;. И в этом стихотворении присутствует мотив добровольного самопожертвования во имя искупления человеческих страданий и мотив будущего Воскресения:
Я в гроб сойду и в третий день восстану,
И, как сплавляют по реке плоты,
Ко мне на суд, как баржи каравана,
Столетья приплывут из темноты.
Таким образом, открывается книга стихотворений темой предстоящих страданий и сознанием их неизбежности («Гамлет»;) и заканчивается темой добровольного их принятия и искупительной жертвой.
«Наследие Бориса Леонидовича Пастернака законно входит в сокровищницу русской и мировой культуры нашего века. Оно завоевало любовь и признание самых взыскательных и строгих ценителей поэзии. Знание этого наследия становится насущной необходимостью, упоительным чтением и поводом для раздумий над коренными вопросами человеческого бытия»; (А.
Озеров).