Красота горной природы, поэзия гуцульской души
Гуцулы считали, что после смерти одинокая душа всегда находит упокоение. Главный герой повести верит в Аридника, Чугайстра, он хочет задобрить и нечистую силу, договориться с ней. Поэтому и звал всех духов на тайный ужин.
Существовало поверие, что смерть – это не конец существования человека. Тело умирает, но остается дух. Именно дух Марички приходил к Ивану. Он ощущал, когда она являлась, что стоит за ним и плачет.
Когда этот дух исчез, Иван не выдержал этого и пропал. “Бедная душа Ивана имела уже много грусти”.
Внутреннее состояние
Следствием этого стало исключение писателя со слога “Просвиты”, что откликнулось болью в сердце художника. Коварные болезни, которые издавна подтачивали организм, все больше давали о себе знать.
Возможно,
Причины душевного упадка М. Коцюбинского. Писатель рассматривает свое состояние, опираясь на существование трех причин, которые делали его жизнь невыносимой. Это “я” – самое темное, так как оно отображало состояние души писателя к поездке в Кононивку; “я” – светлее, символизирует душу художника в первые дни отдыха; “я” – чистое, светлое, способное снова идти к людям, поскольку “струны натянуты”, это то расположение духа, с которым Коцюбинский побросал удивительный уголок, возвращая в жестокую реальность. Из письма М. Коцюбинского узнаем, что
“С тех пор, как я очутился в полном уединении – чувствую, как я страшно устал душою… Не хочется видеть людей, вести разговоры, хочется сбросить с себя всю волну людской грязи, которая незаметно заливала твое сердце, хочется очистится и отдохнуть”.
Все это истощило писателя, который радушно откликается на предложение относительно отдыха на лоне природы, следствием которого и стало написание произведения.
Образы-символы новеллы. “Железная рука города” – это железные конструкции, которые являются основой каждого города. Вместо земли – холодные каменья, которые ассоциируются с замкнутостью в сердцах его жителей, цивилизация обречена на гибель, экологическая катастрофа неминуемая. Герой произведения завидует планетам, так как в городе властвует закон, суть которого заключается в одном слове – “надо”. Овчарки были на припоне.
Героя так же держала, будто цепью, железная рука города, делая его злым, разнервничавшимся, утомленным. Металлическая цепь делала то самое с овчарками. Поля показаны именно в июне, когда поют жаворонки, которые ассоциируются у героя с арфой.
Арфа в греческой мифологии была любимым язычным инструментом Аполлона – покровителя искусства.