Комедия определение
Комедия (от греч. komos, ode — песнь, праздник в честь Диониса) — драматический жанр, в котором характеры, действия, ситуации проникнуты комическим, представлены в смешных формах. Длительное время (вплоть до эпохи классицизма) комедия считалась «низким» жанром. Жанровые черты комедии: наличие эффекта неожиданности, наличие комедийного противоречия, противостояния (безобразного — прекрасному, ничтожного — возвышенному, ложного — истинному и т.д.), присутствие «смеха» как незримого положительного лица произведния, рельефно
Различают комедию положений, комедию интриги, комедию характеров, комедию нравов, комедию идей, комедию настроений, комедию-буф- фонаду, бытовую комедию, лирическую комедию, сатирическую комедию, героическую комедию, сентиментальную комедию.
Наиболее знаменитым античным автором комедий является Аристофан (11 комедий 425-388 гг. до н.э.
В Средние века появляются фарс, интермедия, соти, фастнахтшпиль.
В эпоху Возрождения отправное начало комедий — человеческая природа, представление о человеке как мере всех вещей. Драматурги раскрывают возможности комического — «способность исследовать само состояние мира» . Великолепные образцы комедий создает; У. Шекспир («Сон в летнюю ночь», «Двенадцатая ночь», «Укрощение строптивой», «Много шума из ничего»). Одна из идей шекспировских комедий — идея безраздельной власти природы над человеческой душой.
Европейская литература создает устойчивые типы комедии: итальянская «ученая комедия», комедия дель арте, испанская комедия «плаща и шпаги», комедия-балет, «высокая» комедия французского классицизма .
В эпоху классицизма объектом осмеяния становятся человеческие пороки, черты, противоположные добродетели, — невежество, ханжество, мизантропия (комедии Ж.-Б. Мольера «Мещанин во дворянстве», «Тартюф», «Мнимый больной»). Основной ориентир классицистов — абстрактные нравственные и эстетические нормы .
В эпоху Просвещения отправной точкой комедиографов становится здравый смысл. В эпоху романтизма «комедийный анализ исходит из представлений о несбыточном совершенстве мира, с помощью которых оценивается личность, а с другой стороны, из представлений о несбыточном совершенстве личности, которыми выверяется мир. Исходная точка критики все время перемещается от мира к личности и от личности к миру.
Ирония сменяется самоиронией (например, у Г. Гейне), самоирония перерастает в мировой скепсис. Мировой скепсис романтической иронии — родной брат мировой скорби романтической трагедии» .
В XIX веке комическое преломляется через развернутый эстетический идеал, включающий в себя народные представления о жизни и человеке. Эта тенденция находит свое отражение в русской литературе, где распространяются сатирические, общественно-обличительные комедии (Д.И. Фонвизин, А.С.
Грибоедов, Н.В. Гоголь, А.Н. Островский).
В литературе XX века появляются социально-бытовые и лирические комедии (В. Маяковский, М. Зощенко, М. Булгаков).