Князь Андрей и Пьер в войне 1812 года
Отечественную войну 1812 года Толстой показывает нам общенародной. На защиту России вставали все люди, независимо от социального статуса и материального положения.
До этих событий Андрей и Пьер вели привычный для них образ жизни. Безухов безуспешно пытался найти себя, стараясь при этом не погрязнуть в пучине лести высшего общества. Болконский скучает в тех же светских кругах, надеясь встретить там цельных и еще не испорченных людей. Он сильная личность со своими стремлениями и установками.
Вся его натура жаждет подвига, великих дел. Пьер
Его никак нельзя назвать будущим героем, он легко продается под чужое влияние, из-за чего оказывается в сетях холодной красавицы Элен.
Князь Андрей шел на войну не только для того, чтобы сменить наскучившую обстановку. Его цель — прославиться. Возможно, Болконскому хотелось бы повторить судьбу Наполеона, став всемирно известным, именно поэтому он оставляет беременную жену и разлучается с семьей.
Война появляется в жизни Пьера утром, когда «солнце брызнуло до половины переломленным тучей лучами». Такой далекий от реальных жизненных трудностей,
Характер людей раскрывается под новым углом только в минуты страшной опасности. Быстро сообразив, Андрей вкладывает всю «злобу и стыд» за минутную трусость солдат в «детски-пронзительный» крик «Ребята, вперед!». Рядовые послушали его не только потому, что Болконский был старшим по званию, но потому, что в его словах содержался страстный призыв отстаивать во что бы то ни стало родную страну.
Именно после этого наступает переломный момент в жизни героя: один взгляд в «высокое небо» разом меняет всю его судьбу. Мужчине уже больше не нужна слава. «Спокойно и торжественно» Болконский осознает то, что все прежние идеалы бессмысленны: «И как я счастлив!».
Навязчивая идея убить Наполеона завладевает мыслями Пьера. Но спасение девочки помогает ему отвлечься. Пожар во флигеле, в котором оказывается Безухов, становится для него жертвенно-очищающим, освобождающим от лишних мыслей: «Пьер был как пьяный».
Оказавшись в плену, он убеждается в своей несостоятельности. Безухов остро чувствует свою ничтожность в сравнении с простой силой солдат и ополченцев на Бородинском поле. Но в народной среде оказываются нужными и его лучшие качества — пренебрежение к неудобствам жизни, бескорыстие. Критической точкой в судьбе Пьера становится смерть Платона Каратаева.
Герой открывает для себя истину: «Пока есть жизнь, есть и счастье».
Общее горе объединяет людей, расставляет все по своим местам. Война не оставляет места иллюзиям, она сбрасывает все маски с лица жизни. Слова «великого» Наполеона о «прекрасной смерти»звучат фальшиво и ничтожно, а похвала храбрости Болконского, даже не названного по имени фейерверкером, оказывается достойной.
Протест против захватнических войн, благословение освободительной борьбы, в которой народ отстаивает свое право на независимость, объединяют Андрея и Пьера. Строгий аналитик Болконский и немного романтичный философ Пьер смогли «войти в эту общую жизнь, всем существом проникнуться тем, что делает их такими». Они разными путями приходят к одному итогу: смысл человеческого существования заключен не в славе и утолении мелких страстей, а в том, чтобы люди любили друг друга и дарили свою теплоту другим.