Князь Андрей и Пьер в войне 1812 года

Отечественную войну 1812 года Толстой показывает нам общенародной. На защиту России вставали все люди, независимо от социального статуса и материального положения.
До этих событий Андрей и Пьер вели привычный для них образ жизни. Безухов безуспешно пытался найти себя, стараясь при этом не погрязнуть в пучине лести высшего общества. Болконский скучает в тех же светских кругах, надеясь встретить там цельных и еще не испорченных людей. Он сильная личность со своими стремлениями и установками.

Вся его натура жаждет подвига, великих дел. Пьер

же. Наоборот, — слабохарактерен, немного наивен.

Его никак нельзя назвать будущим героем, он легко продается под чужое влияние, из-за чего оказывается в сетях холодной красавицы Элен.
Князь Андрей шел на войну не только для того, чтобы сменить наскучившую обстановку. Его цель — прославиться. Возможно, Болконскому хотелось бы повторить судьбу Наполеона, став всемирно известным, именно поэтому он оставляет беременную жену и разлучается с семьей.
Война появляется в жизни Пьера утром, когда «солнце брызнуло до половины переломленным тучей лучами». Такой далекий от реальных жизненных трудностей,

выросший, как цветок, укрываемый от непогоды, Безухов при виде Бородинского сражения чувствует детское «восхищение»: «Пьеру захотелось быть там, где были эти дымы, эти блестящие штыки и пушки». Наивная радость, которую он испытывает, никак не может сравниться c эмоциями, возникшими у Андрея при начале военных действий: «Болконский только старался не отстать от Кутузова и оглядывался, недоумевая, и не в силах понять того, что делалось перед ним».

Характер людей раскрывается под новым углом только в минуты страшной опасности. Быстро сообразив, Андрей вкладывает всю «злобу и стыд» за минутную трусость солдат в «детски-пронзительный» крик «Ребята, вперед!». Рядовые послушали его не только потому, что Болконский был старшим по званию, но потому, что в его словах содержался страстный призыв отстаивать во что бы то ни стало родную страну.
Именно после этого наступает переломный момент в жизни героя: один взгляд в «высокое небо» разом меняет всю его судьбу. Мужчине уже больше не нужна слава. «Спокойно и торжественно» Болконский осознает то, что все прежние идеалы бессмысленны: «И как я счастлив!».
Навязчивая идея убить Наполеона завладевает мыслями Пьера. Но спасение девочки помогает ему отвлечься. Пожар во флигеле, в котором оказывается Безухов, становится для него жертвенно-очищающим, освобождающим от лишних мыслей: «Пьер был как пьяный».

Оказавшись в плену, он убеждается в своей несостоятельности. Безухов остро чувствует свою ничтожность в сравнении с простой силой солдат и ополченцев на Бородинском поле. Но в народной среде оказываются нужными и его лучшие качества — пренебрежение к неудобствам жизни, бескорыстие. Критической точкой в судьбе Пьера становится смерть Платона Каратаева.

Герой открывает для себя истину: «Пока есть жизнь, есть и счастье».
Общее горе объединяет людей, расставляет все по своим местам. Война не оставляет места иллюзиям, она сбрасывает все маски с лица жизни. Слова «великого» Наполеона о «прекрасной смерти»звучат фальшиво и ничтожно, а похвала храбрости Болконского, даже не названного по имени фейерверкером, оказывается достойной.
Протест против захватнических войн, благословение освободительной борьбы, в которой народ отстаивает свое право на независимость, объединяют Андрея и Пьера. Строгий аналитик Болконский и немного романтичный философ Пьер смогли «войти в эту общую жизнь, всем существом проникнуться тем, что делает их такими». Они разными путями приходят к одному итогу: смысл человеческого существования заключен не в славе и утолении мелких страстей, а в том, чтобы люди любили друг друга и дарили свою теплоту другим.


Князь Андрей и Пьер в войне 1812 года