“Быть вполне хорошим” (Пьер Безухов)
Роман-эпопея Л. Н. Толстого “Война и мир” – результат непрерывного и напряженного шестилетнего труда. Толстой начал писать его в 1863 году и закончил в 1869. Писатель изучал работы историков, мемуары, письма, много беседовал с современниками событий 1812 года, ездил на Бородинское поле.
Появление романа “Война и мир” сделало Толстого величайшим русским и мировым писателем. Роман даже был переведен на европейские языки. Так весь мир узнал Пьера Безухова, Андрея Болконского, Наташу Ростову и других героев романа.
Наверно, каждому
Вот так описывает Л. Н. Толстой Пьера, когда тот пришел на вечер к анне Павловне Шере: “Толстый молодой человек с стрижено. Головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и коричневом фраке”.
Пьер Безухов – это “незаконный сын знаменитого екатерининского вельможи, графа Безухова. …Он нигде не служил еще, только что приехал из-за границы, где он воспитывался, и был первый раз в обществе”.
В салоне Шерер Безухов защищал перед ярыми монархистами идеи французской
Некоторое время спустя, умирает отец Пьера – граф Безухов. Пьер, “сделавшись неожиданно богачом”, почувствовал, что все окружающие его люди любят его, “он не мог не верить” в их искренность. “Все время его проходило на обедах, балах и преимущественно у князя Василия – в обществе старой толстой княгини, его жены, и красавицы Элен.
Пьера сватали за Элен. На ее именинах “Пьер почувствовал, что он был центром всего, и это положение и радовало и стесняло его. Он находился в состоянии человека, углубленного в какое-нибудь занятие. Он ничего ясно не видел, не понимал и не слыхал.
Только изредка, неожиданно, мелькали в него душе отрывочные мысли и впечатления из действительности”.
“Через полтора месяца он был обвенчан и поселился, как говорили, счастливым обладателем красавицы жены и миллионов в большом петербургском, заново отделанном доме графов Безуховых”.
Пьер любил Элен, но эта женитьба принесла ему несчастье.
Пьер получает анонимное письмо, “в котором было сказано с той подлой шутливостью, которая свойственна всем анонимным письмам, что он плохо видит сквозь свои очки и что связь его жены с Долоховым есть тайна только для одного него”. Пьер не поверил письму, “но ему страшно было теперь смотреть на Долохова”. И теперь этот неразрешимый вопрос о виновности жены мучил его.
Пьер возненавидел Элен и Долохова. Третьего марта на приеме в английском клубе Пьер вызвал Долохова на дуэль. Дуэль назначили на следующий день. Секундантом Пьера был Несвицкий, а Долохова – Николай Ростов.
Дуэль была в Сокольницком лесу. В ее результате Долохов был ранен в левый бок. “Пьер с краткой улыбкой сожаления и раскаяния, беспомощно расставив ноги и руки, прямо своей широкой грудью стоял перед Долоховым и грустно смотрел на него”. Долохов тоже выстрелил, но промахнулся. “Пьер схватился за голову и, повернувшись назад, пошел в лес”. Долохова увезли.
После этого Пьер старался не видеться с женой с глазу на глаз. Пьер постигает весь ужас того, что связал свою жизнь с низкой женщиной. Человеческая подлость угнетает его, вызывает порой вспышки безудержного гнева.
Поиски правды и смысла жизни приводят его в масонскую ложу. Пьеру кажется, что в масонстве он нашел воплощение своих идеалов. Он проникается страстным желанием “переродить порочный род человеческий и самого себя довести до высшей степени совершенства”.
Идеи “равенства, братства и любви, мысль о том, что надо “всеми силами противоборствовать злу, царствующему в мире”, – вот что прежде привлекает Пьера в учении масонов, которое он понимает по-своему.
Пьер хочет действовать и прежде всего решает облегчить участь крепостных. Наивно думая, что ему удалось выполнить долг перед “жертвами”, Пьер чувствует себя счастливым: “Я жил для себя и погубил свою жизнь. И только теперь, когда я живу, по крайней мере, стараюсь… жить для других, только теперь я понял се счастье жизни”.
Это важный вывод, который поможет Пьеру найти истинный путь в его дальнейших исканиях.
Разочарование в масонстве неизбежно должно было наступить. Республиканские идеи Пьера не разделялись его “братьями” по ордену. Многие из них вступали в масонские ложи только ради сближения с влиятельными людьми.
Карьеризм, ханжество, лицемерие, свойственные высшему свету, проникли и в среду “вольных каменщиков”, как называли себя масоны. Не удивительно, что попытки Безухова привлечь “братьев” к более активному вмешательству в жизнь, к бескорыстной помощи страдающему человеческому привели к разрыву с масонами.
Жизнь Пьера озарила любовь к Наташе Ростовой. Толстой показывает пробуждение этого чувства, сначала незаметного для самого Пьера, но постепенно сильнее и сильнее охватывавшего всего его нежная, бережная любовь, дружеское участие и молчаливое преклонение перед любимой девушкой – эти чувства возвышали Пьера над окружающими, казались ему самому чистыми и величественно прекрасными.
Связанный узами брака с ненавистной Элен, Пьер понимает, что ему лучше не встречаться с Наташей. В жизни его наступает мрачная полоса разочарования в личном счастье, в общественных идеалах.
После разрыва с масонами Пьер приехал домой. На него нашла тоска, и он три дня никуда не выезжал и никого не принимал. В это время ему пришло письмо от жены, “которая умоляла его о свидании, писала о своей грусти по нем и о желании посвятить ему всю свою жизнь”.
Потом покой Пьера нарушил один из братьев-масонов, который сказал Пьеру, что “строгость его к жене несправедлива”. Затем теща начала умолять Пьера, чтобы он вернулся к жене. Безухов находился под влиянием тоски и “не был в силах ничего предпринять”, поэтому вернулся к жене.
В свете Элен заняла одно из самых видных мест. Все считали ее очень умной, она была красива и элегантна. А Пьер в глазах сета был смешным мужем знаменитой жены. “В душе же Пьера происходила за все это время сложная и трудная работа внутреннего развития, открывшая ему многое и приведшая его ко многим духовным сомнениям и радостям”. “К чему?
Зачем? Что такое творится на свете?” – эти вопросы не переставали тревожить Безухова. Он стремится распутать “запутанный, страшный узел жизни”.
Эта непрекращающаяся внутренняя работа подготовила его духовное возрождение в дни Отечественной войны 1812 года.
Огромное значение для Пьера имело непосредственное соприкосновение с народом и на Бородинском поле, и после битвы, и в Москве, и в плену. Он понял ту скрытую теплоту патриотизма, которая была в нем и в каждом солдате, которая роднила его с простыми русскими людьми. “Солдатом быть, просто солдатом!.. Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими”, – такое желание овладело Пьером после Бородинского сражения.
Эпохой в жизни Пьера стал месяц, проведенной в плену. Духовные и физические страдания научили его ценить жизнь, ее малейшие радости, любить людей. Этому научил его и солдат Апшеронского полка Платон Каратаев, сближением с которым Пьер особенно дорожил.
В плену Безухов приходит к убеждению: “Человек сотворен для счастья”.
Но именно потому, что Пьер это понял, он не может равнодушно видеть страдания других людей, проявление общественного зла. А зло на каждом шагу бросается в глаза. “В судах воровство, в армии одна палка, шагистика, поселения; мучат народ, просвещение душат. Что молодо, честно – то губят”, – вот краткая, но очень выразительная оценка российских порядков, которую дает Безухов.
В эпилоге романе Пьер женится на Наташе Ростовой. Мы видим его, напряженно думающего, стремящегося к защите добра и правды. Пьер приходит в тайное политическое общество, становится на путь борьбы против самодержавия и крепостничества.
Этот путь рисуется ему еще неясно, но мы знаем, что Пьер, по замыслу Толстого, должен был принять участие в восстании декабристов и поплатиться за это долгими годами сибирской каторги и ссылки.
Пьер приходит к выводу, что счастье для него – это слияние общественной деятельности и семейного благополучия.
Л. Н. Толстой говорил: “Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость”.
Значит Пьер – честный человек. Он не хочет обманывать ни себя, ни окружающих. Я согласна с Толстым.
Мне нравится целеустремленность Пьера.
Пьер говорил об Андрее Болконском: “Он так всеми силами души всегда искал одного: быть вполне хорошим…” эти слова относятся к ним обоим и определяют путь великого правдоискателя. Один из важнейших признаков духовной красоты Безухова – поиски активного добра, стремление жить для людей. Поэтому образ Пьера мне нравится больше всех.
И я согласна с Андреем Болконским, который говорил Пьеру: “Ты мне дорог особенно потому, что ты один живой человек среди всего нашего света”.