ИЗОБРАЖЕНИЕ СВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР» (вариант 1)
Богата и разнообразна галерея дворянских
типов в романе «Война и мир». «Свет» и обще-
ство изображены Толстым щедрыми краска-
ми. Высший свет выступает в романе как си-
ла, правящая страной. Если народ живет
в страданиях, то верхушка общества, несмот-
ря на потери, вызванные войной, по-прежне-
му преуспевает.
Центром, вокруг которого она группиру-
ется, является царский двор, и прежде всего
император Александр. Александр, по мнению
Толстого, просто марионетка. Судьбу России
решают многочисленные советники,
ты, временщики, министры, придворные. Ор-
динарность императора заключается в том,
что он не имеет своего мнения, под влиянием
тех или иных лиц принимает разные реше-
ния. Александр как личность не только сла-
бый, он лицемерный и неискренний, любит1
принимать фальшивые позы. Толстой счита-
ет, что роскошь не способствует развитию
ума, а привычка жить в праздности опусто-
шает личность. Вокруг Александра не пре-
кращается борьба «партий» за влияние, не-
прерывно плетутся интриги. Двор, штабы,
министерства наполнены толпой бездарных,
алчных, рвущихся
тельство и генералитет проигрывают одну вой-
ну за другой. Армия, обкрадываемая интен-
дантами, голодает, гибнет от эпидемий и в
бессмысленных сражениях. В войну 1812 го-
да Россия вступает неподготовленной. На
протяжении всей войны Александр не совер-
шил ни одного разумного поступка, ограни-
чиваясь бестолковыми приказами и эффект-
ными позами.
Толстой выводит на сцену придворных,
министров, дипломатов, генералов, штабных
офицеров, иноземцев, подвизающихся при
дворе в качестве приближенных царя. Так
исчерпывающе характеризует Толстой ил-
люзорную власть правителей страны, без-
дарность которых вскрыл со всей разоблача-
ющей беспощадностью двенадцатый год. Пи-
сатель обличает придворных и высшие круги
с их казенным энтузиазмом. Эта часть выс-
шего общества бесконечно далека от борьбы
народа. Несмотря на захват Москвы, жизнь
в Петербурге идет по-старому. Все так же
в салонах собирается высшая знать, все так
же даются балы. Императрица, цесаревич,
Румянцев, все придворные трутни на все ла-
ды трубят о патриотизме народа, но сами ве-
дут паразитический образ жизни,, заботясь
только о собственном благополучии.
Одним из представителей высшего света
был князь Василий Курагин, министр. Его
стремление к обогащению не знает границ.
Вздыхая, он говорит Шерер: «Мои дети —
обуза моего существования». Его сын Иппо-
лит занимает должность дипломата, но он
по-русски говорит с трудом, не способен свя-
зать трех слов, шутки его всегда тупы и бес-
смысленны. Князь Василий ловит богатого
жениха для своей дочери Элен Курагиной.
В его сети по наивности и природной добро-
те попадает Пьер. Позднее он скажет Элен:
«Где вы — там разврат и зло».
Анатоль Курагин, другой сын князя Ва-
силия, живет праздной жизнью. Анатоль —
гвардейский офицер, не знающий, в каком
полку он числится, главным смыслом своей
жизни он сделал «поход к удовольствиям».
Его поступками руководят животные ин-
стинкты. Удовлетворение этих инстинк-
тов — главный двигатель его жизни. Вино
и женщины, беззаботность и безразличие ко
всему, кроме своих желаний, становятся ос-
новой его существования. Пьер Безухов го-
ворит о нем; «Вот истинный мудрец. Всегда
доволен, весел». Искушенная в любовных
интригах Элен Курагина помогает брату
скрывать его внутреннюю пустоту и никчем-
ность.
Сама Элен развратна, глупа и лжива. Но,
несмотря на это, она пользуется огромным ус-
пехом в свете, ее замечает император, в доме
графини постоянно крутятся поклонники:
лучшие аристократы России, поэты посвяща-
ют ей стихи, дипломаты изощряются в остро-
умии, виднейшие государственные деятели
посвящают трактаты. Блестящее положение
глупой и развратной Элен — это убийствен-
ное разоблачение дворянских нравов.
Особого внимания заслуживает создан-
ный Толстым образ князя Бориса Друбецко-
го. Этот идущий к славе и почестям молодой
человек «призван» сменить старшее поколе-
ние России. Уже по первым его шагам мож-
но понять, что Борис «пойдет далеко». Он ро-
довит, обладает холодным умом, свободен от
совести, внешне очень привлекателен. Сде-
лать первые шаги на пути к блестящей карь-
ере помогает ему мать, ханжа и лицемерка.
Друбецкие многим обязаны семейству Росто-
вых, но очень быстро забывают об этом, по-
тому что Ростовы разорены, не так влиятель-
ны, да и вообще, — люди другого круга. Бо-
рис — карьерист. Его нравственный кодекс
не очень сложен: цель оправдывает средства.
Выгодная женитьба, полезные связи откры-
вают ему двери в самое могущественное об-
щество. Финал его жизни ясен: Борис достиг-
нет высоких постов и станет-таки «достойной»
сменой старшего поколения, правителей Рос-
сии. Он будет верной опорой самодержавной
власти.
Ярко нарисован Толстым образ авантю-
риста Долохова. Дуэли, попойки, «шалости»
в компании «золотой молодежи», игра своей
и чужими жизнями становятся для него са-
моцелью. Его храбрость не имеет ничего об-
щего с героизмом таких людей, как Денисов,
Ростов, Тимохин, Болконский. Образ Долохо-
ва — это пример дворянской авантюристиче-
ской воинственности.
Весьма примечателен и образ московско-
го губернатора Растопчина. Он раскрывается
со всей яркостью в сценах, предшествующих
вступлению французов в Москву. «Растоп-
чин, — пишет Толстой, — не имел ни малей-
шего понятия о том народе, которым он дол-
жен был управлять». Пошлы распространяе-
мые им листовки, вредны его приказы об
организации народной защиты Москвы, Рас-
топчин жесток, самолюбив. Одним росчерком
пера ссылает он невинных людей, подозрева-
емых в измене, казнит ни в чем неповинного
юношу Верещагина, выдавая его разъярен-
ной толпе, Ссылки и казни невинных нужны
для того, чтобы отвлечь народный гнев от ис-
тинных виновников бедствий в стране.
Художественное выражение взгляда Тол-
стого на народ как на творца истории, вера
в то, что народ таит в себе неисчерпаемый
источник силы и талантов, признание закон-
ными всех форм борьбы, к которым прибега-
ет народ для защиты Отечества, — все это ста-
вит великую эпопею Толстого в ряд лучших
произведений мировой литературы. В этом не-
преходящее значение великой эпопеи.