Фридрих Йозеф Дюрренматт (1921-1990). Биография
Писательство — это всегда попытка в чем-то разобраться — в себе, в настоящей действительности.
И эти попытки приходится постоянно возобновлять.
Фридрих Дюрренматт
По сравнению с другими писателями он вел достаточно затворническую жизнь: довольно-таки редко появлялся в больших городах, избегал светских разговоров о своем творчестве, да и общался больше не с собратьями по перу, а с физиками, математиками или астрономами… Впрочем, это не помешало ему стать знаменитым во всем мире драматургом и прозаиком. На различных театральных
На его счету несколько престижных международных премий в области литературы. На вопрос, откуда он берет свои сюжеты, писатель скромно отвечал: «Это, скорее, видения, которые я, собственно, не в состоянии объяснить. В моих произведениях есть вещи, которые я всего лишь предчувствую, но дать им какое-то рациональное объяснение я не могу.
Я вообще считаю, что человек гораздо больше предчувствует, чем точно знает». Однако его творческое наследие впечатляет: 23 пьесы, многочисленные романы, новеллы, рассказы,
Все это принадлежит перу одного человека — популярного швейцарского писателя Фридриха Дюрренматта…
А ведь в детские и юношеские годы ничего не предвещало, что он когда-то станет настоящим мастером гротеска в литературе. Фридрих Дюрренматт родился 5 января 1921 года в деревне Конольфинген, неподалеку от столицы Швейцарии города Берна. Семья будущего писателя имела к искусству отдаленное отношение.
Его дед был политиком, но, несмотря на свои консервативные взгляды, писал довольно известные сатирические стихи, обличавшие государственный бюрократизм и другие недостатки в стране, за что однажды его на 10 дней посадили в тюрьму. Отец мальчика был протестантским священником. Как позже вспоминал Фридрих, на его глазах все время кого-то отпевали, кого-то хоронили, и это не могло не повлиять на то, что он рос довольно замкнутым ребенком.
Возможно, отсутствие полноценного общения со своими сверстниками и стало причиной того, что Дюрренматт серьезно увлекся рисованием. Способность мыслить образами пригодилась ему и позже, когда он стал писателем. Эта страсть к изобразительному искусству сопровождала его всю жизнь: он много и талантливо рисовал, создавал иллюстрации к своим литературным произведениям, иногда придумывал эскизы декораций и костюмов к постановкам.
В 1935 году семья Дюрренматтов перебралась в Берн. В школе Фридрих был далеко не самым прилежным учеником. Плохие оценки, постоянные замечания учителей по поводу его поведения — все это угнетало будущего писателя.
Он менял учебные заведения, но особых результатов это не приносило. Поэтому впоследствии школьные годы он, к сожалению, назовет «самым неприятным временем в своей жизни». После окончания школы в 1941 году Дюрренматт учится в университете, сначала в Цюрихе, а затем — в Берне. Он изучает философию, естественные науки и германистику, увлекается трудами датского философа Серена Кьеркегора, зачитывается произведениями французов Жана Поля Сартра и Альбера Камю, многие мысли которых найдут со временем свое отражение в его творчестве.
Однако через два года он бросает университет и решает полностью посвятить себя писательству.
Свою первую пьесу «Ибо сказано» он написал в 1945-1946 годах, и хотя уже через год она была поставлена на сцене, особого успеха спектакль не имел. Надо сказать, что начальный этап писательской карьеры Дюрренматта не отличался легкостью и безоблачностью, финансовое положение было довольно-таки трудным как для него самого, так и для его большой, состоявшей из пяти человек, семьи. Кроме пьес, он начинает писать детективы, которые публикуются в газете «Беобахтер».
В 1952 году ситуация улучшилась. Драматург заключает договор с радиостанциями на несколько радиопьес. В некоторых его произведениях, например в радиопьесе «Двойник» (1946), отчетливо прослеживается влияние Франца Кафки.
Первый творческий и коммерческий успех ему принесла пьеса «Ромул Великий» (1950), а затем и пьеса «Брак господина Миссисипи» , после которой автор был признан драматургом национального масштаба.
Так постепенно формируется основная проблематика его пьес: утрата человеком его духовных ценностей, беспомощность личности перед хаотичностью и жестокостью мира. Свое трагическое мироощущение драматург передает с помощью гротеска. Он называет это «авантюрой высказывания горькой истины».
Именно гротеск, — считает он, — «одна из необыкновенных возможностей быть точным». Поскольку время трагедии, по мнению драматурга, прошло, абсурдность мира Дюрренматт отображает в своих блестящих фарсах и пародиях, стремясь через комическое несоответствие отразить трагизм современной жизни.
В 1957 году с появлением пьесы «Визит старой дамы» к Фридриху Дюрренматту приходит и мировая известность, и финансовое благополучие. В этом произведении проявляются основные темы творчества писателя: предательство и верность, свобода и справедливость, вина и наказание. Драматург ставит перед собой цель не «утешать» публику, а, смеясь над происходящим на сцене, заставить задуматься о мире, в котором царит алчность и где отдельная личность совершенно бессильна.
После «Визита старой дамы» Дюрренматт поднимается на вершину литературного Олимпа. В 1960-е годы он находится в расцвете своей литературной и театральной славы, одна за другой следуют престижные премии, драматург получает возможность путешествовать, заниматься общественной деятельностью. И, конечно же, он много пишет.
Это и обязательный для прочтения в немецких школах Роман «Судья и его палач» , пьеса «Физики» о моральной и гражданской ответственности ученого в ядерный век, повести «Грек ищет гречанку» , «Авария» , сборник статей «Проблемы театра» , речи, адресованные последним президентам Чехословакии и СССР Вацлаву Гавелу и Михаилу Горбачеву, появившиеся под заголовком «Надежда Канта» , и многое-многое другое.
Полный новых творческих планов, Фридрих Дюрренматт умер 14 декабря 1990 года, в Невшателе, небольшом городке, расположенном в живописном и труднодоступном уголке швейцарских Альп, менее чем за месяц до своего 70-летнего юбилея.
«Я думаю, что следует отказаться от мысли, будто людей можно поучать, — считал писатель, — тут пытаешься с собой разобраться. У меня нет ответа на вопрос, как можно сделать мир лучше. У меня нет никаких рецептов. Я могу только лишь попытаться добиться какой-то ясности относительно существования человека, человека вообще».
Не поучая своего читателя, а просто размышляя с ним, Фридрих Дюрренматт приглашает и вас задуматься, что значит быть человеком в этом современном мире…