Йозеф Гайдн Соната ре мажор (Зарубежные композиторы)
Музыке сонаты присущи жизнерадостность, живость, детская непосредственность. Произведение состоит из трех традиционных частей. Крайние, быстрые и веселые, обрамляют драматическую
Среднюю часть.
Главная партия первой части – оживленная и задорная. Близка ей побочная партия (ля мажор). Благодаря легкой порхающей мелодии, высокому регистру, отсутствию акцентов она звучит более мягко, изящно и легко.
Неожиданно резкий тональный сдвиг из ля мажора в си-бемоль мажор (тональность II пониженной ступени), бурный разлив арпеджированных
Это кульминация экспозиции. Заканчивается экспозиция шутливо-танцевальной заключительной партией.
Разработка более серьезна и напряженна по характеру, чем экспозиция: тема главной партии (ее начальные обороты) проходит в низком регистре, а бурные пассажи побочной партии звучат здесь еще более значительно.
В репризе, как обычно, повторяются все темы экспозиции в основной тональности – ре мажор.
Вторая часть (в тональности одноименного минора) написана в характере глубокого раздумья.
Восходящие триоли придают музыке патетический характер, а нисходящие секундовые интонации окрашивают ее в скорбные тона.
Как и в первой части, кульминация приходится на секстаккорд II пониженной ступени, подчеркнутый fortissimo. Так в музыке второй части сонаты находят свое развитие драматические элементы первой части.
Заканчивается вторая часть на доминанте к основной тональности, подготавливая тем самым вступление третьей части – финала.
Финал возвращает нас к веселому, жизнерадостному настроению первой части.
Как и в сонате ми минор, финал написан в форме рондо. Трижды проходит основная тема-рефрен, чередуясь с двумя эпизодами. Но здесь эпизоды более резко контрастируют с музыкой рефрена.
Первый из них, решительный и суровый, звучит в ре миноре, а второй – легкий, шаловливый – в соль мажоре.
,Легкость и изящество музыки, небольшая звуковая насыщенность, отсутствие резкого контраста между темами, небольшой масштаб произведения – таковы сонаты ми минор и ре мажор. Эти же признаки являются отличительными и для большинства других клавирных сонат Гайдна.
- Симфония ми-бемоль мажор Йозеф Гайдн (Зарубежные композиторы) В творчестве Гайдна окончательно сформировался симфонический цикл. Симфония – произведение циклическое. Слово цикл”, “цикличность” означает многочастность произведения. Из нескольких частей состоят сонаты, симфонии, квартеты, квинтеты, концерты, трио. В отличие от небольших пьес, песен, танцев, выражающих обычно какое-то одно настроение, циклическое произведение передает различные чувства и мысли. Слово “симфония” древнегреческого происхождения, оно означает, как уже упоминалось, […]...
- Инвенция фа мажор Бах (Зарубежные композиторы) Инвенция фа мажор (восьмая) совсем иного рода. Здесь, как и в первой инвенции, характер всей пьесы определяет одна тема. В отличие от темы до-мажорной инвенции, она подвижна, жизнерадостна. Мелодия строится на легких отрывистых скачках по звукам восходящего трезвучия и напоминает призывный возглас трубы. Одноголосной теме в верхнем голосе “отвечает” нижний голос, имитирующий ее октавой ниже. […]...
- Симфония си минор Бах (Зарубежные композиторы) “Симфония” си минор (№ 15) отличается своей лирической взволнованностью, подвижностью. Ее теме присуща характерная интонация горестной мольбы. Как и во всех остальных “симфониях”, первое проведение темы дано не в виде одноголосного запева (подобно инвенциям), но сразу же двухголосно. При втором проведении темы в нижнем голосе противосложение в точности повторяется, удерживается. Такое противосложение называется удержанным. Третье […]...
- Биография Йозеф Гайдн В капелле Эстерхази (Зарубежные композиторы) В 1761 году молодой, но уже довольно известный в Вене композитор был приглашен богатым венгерским князем Эстерхази руководить капеллой. Недалеко от Вены, в небольшом венгерском городке Эйзенштадте, а в летнее время в загородном дворце в Эстерхазе, провел Гайдн тридцать лет в должности капельмейстера (дирижера). В обязанности капельмейстера входило руководство оркестром и певцами. Гайдн должен был […]...
- Прелюдия Бах (Зарубежные композиторы) Прелюдия и фуга до минор из первого тома “Хорошо темперированного клавира” Среди клавирных произведений Баха огромную художественную ценность представляют 48 прелюдий и фуг, составляющие два тома (по 24 прелюдии и фуги в каждом). Произведение это получило название “Хорошо темперированный клавир”. Количество пьес было не случайным. Бах писал для клавира новой в то время конструкции. Клавиатура […]...
- Инвенции Бах (Зарубежные композиторы) Полифонический склад определился уже во многих небольших пьесах Баха, написанных им в педагогических целях для малолетних сыновей, – в маленьких прелюдиях, фугах, инвенциях, “симфониях”. Особенно ясно имитационный склад можно видеть в двухголосных инвенциях (В переводе с латинского языка “инвенция” означает “выдумка”, “изобретение”). Всего таких полифонических пьес композитором написано пятнадцать. Основу инвенции составляет обычно короткая, но […]...
- Сарабанда Менуэт Жига Баха (Зарубежные композиторы) Сарабанда – это старинный трехдольный испанский танец в характере медленного торжественного шествия. Иногда сарабанды имели траурный характер и даже исполнялись при погребениях героев, знатных людей. Сарабанда Баха сосредоточенна и печально-торжественна На фоне нисходящего баса звучит очень выразительная мелодия, обогащенная тонким узорчатым “орнаментом”. Как и в аллеманде, ведущее значение здесь имеет верхний голос, поддержанный равномерным движением […]...
- Клавирные произведения Баха (Зарубежные композиторы) Большинству произведений И. С. Баха присущ полифонический склад. “Полифония” – греческое слово. В переводе на русский язык оно означает “многоголосие”. Каждый голос в полифонической музыке мелодически самостоятелен, поэтому все голоса выразительны и напевны. Очень хорошо о существе баховской полифонии сказал русский музыкальный критик А. Н. Серов: “Бах не перестает быть великим, быть может величайшим, мелодистом. […]...
- Основные произведения Себастьяна Баха (Зарубежные композиторы) Вокально-инструментальные произведения Месса си минор “Страсти по Матфею” и “Страсти по Иоанну” Светские и духовные кантаты Оркестровые произведения 4 увертюры (сюиты) 6 “Бранденбургских концертов” Концерты для солирующих инструментов с оркестром 7 концертов для клавира с оркестром 3 концерта для двух, 2 – для трех клавиров с оркестром 3 концерта для скрипки с оркестром Концерт для […]...
- Французская сюита до минор Бах Аллеманда Куранта (Зарубежные композиторы) Бах написал шесть “Французских” и шесть “Английских” сюит, а также шесть партит, сходных по своему строению с сюитами (Помимо клавирных сюит известны шесть сюит для виолончели соло, три партиты для скрипки соло, сюита для клавира и скрипки, четыре “увертюры” (сюиты) для оркестра). Названия сюиты получили уже после смерти композитора (“Английские сюиты”, по преданию, были созданы […]...
- Биография Иоганн Себастьян Бах. Веймар и Кетен (Зарубежные композиторы) С 1708 года Бах обосновался в Веймаре. Здесь он служил придворным музыкантом и городским органистом. В веймарский период композитор создал свои лучшие органные сочинения. Среди них известнейшая Токката и фуга ре минор, знаменитая Пассакалия до минор. Эти произведения значительны и глубоки по содержанию, грандиозны по своим масштабам, звучности, совершенны по мастерству. В 1717 году Бах […]...
- Биография Иоганн Себастьян Бах Лейпциг (Зарубежные композиторы) Из Кетена в 1723 году Бах переехал в Лейпциг, где остался до конца своей жизни. Здесь он занял должность кантора (руководителя хора) певческой школы при церкви св. Фомы. Бах был обязан обслуживать силами школы главные церкви города и нести ответственность за состояние и качество церковной музыки. Ему пришлось принять стеснительные для себя условия. Наряду с […]...
- Биография Иоганн Себастьян Бах. Детство (Зарубежные композиторы) Иоганн Себастьян Бах родился в 1685 году в небольшом немецком городке Эйзенахе. Первые навыки игры на скрипке он получил от отца, скрипача и городского музыканта. Мальчик имел превосходный голос (сопрано) и пел в хоре городской школы. Никто не сомневался в его будущей профессии: маленький Бах должен был стать музыкантом. Девяти лет ребенок остался сиротой. Его […]...
- Биография Вольфганг Амадей Моцарт Париж. (Зарубежные композиторы) С величайшим трудом получив отпуск, Вольфганг едет вместе с матерью в Париж. Ему уже 22 года. Неужели и во Франции не захотят вспомнить чудо-ребенка? Тем более за эти годы так вырос и окреп его талант. Им написано уже около трехсот произведений в самых различных жанрах. Он заслужил признание в самой Италии! Но и в Париже […]...
- Биография Вольфганг Амадей Моцарт Поездка в Италию. (Зарубежные композиторы) За три года (1769-1771) отец с сыном посетили крупнейшие города этой страны – Рим, Милан, Неаполь, Венецию, Флоренцию. Второй раз в своей жизни Вольфганг, теперь уже четырнадцатилетний музыкант, переживал триумф. Концерты юного Моцарта проходили с блестящим, потрясающим успехом. Поражали сложность и разнообразие этих выступлений. Вновь он выступал как клавесинист-виртуоз (особенно изумляла всех необычайная подвижность его […]...
- Биография Иоганн Себастьян Бах. Начало творческого пути (Зарубежные композиторы) Пятнадцати лет Иоганн Себастьян решил начать самостоятельную жизнь и переехал в Люнебург. В 1703 году он закончил гимназию и получил право поступить в университет. Но Баху не пришлось использовать это право, так как нужно было добывать средства к существованию. В течение своей жизни Бах несколько раз переезжал из города в город, меняя место работы. Почти […]...
- Йозеф К. – характеристика персонажа Произведение: Процесс ЙОЗЕФ К. (нем. Josef K. – герой романа Ф. Кафки “Процесс” (1925). И. К. работает важным прокуристом крупного банка, занимая место, полученное в результате упорного труда. Его контакты и связи с людьми ограничены, ни с кем нет дружеских отношений. Регулярное посещение пивной и раз в неделю встречи с девушкой, которая работает кельнершей в […]...
- Крейцерова соната Лев Николаевич Толстой Крейцерова соната Повесть (1887-1889, опубл. 1890) Ранняя весна. Конец века. По России идет поезд. В вагоне идет оживленная беседа; купец, приказчик, адвокат, курящая дама и другие пассажиры спорят о женском вопросе, о браке и свободной любви. Только любовь освещает брак, утверждает курящая дама. Тут, в середине ее речи, раздается странный звук как […]...
- Фридрих Йозеф Дюрренматт (1921-1990). Биография Писательство – это всегда попытка в чем-то разобраться – в себе, в настоящей действительности. И эти попытки приходится постоянно возобновлять. Фридрих Дюрренматт По сравнению с другими писателями он вел достаточно затворническую жизнь: довольно-таки редко появлялся в больших городах, избегал светских разговоров о своем творчестве, да и общался больше не с собратьями по перу, а с […]...
- Соната призраков ШВЕДСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Август Стриндберг (August Strindberg) Соната призраков (Spoksonaten) Драма (1907) Старик сидит в кресле-каталке у афишной тумбы. Он видит, как Студент раговаривает с Молочницей и рассказывает ей, что накануне спасал людей из-под обломков рухнувшего здания. Старик слышит слова Студента, но не видит Молочницу, ибо она – видение. Старик заговаривает со Студентом и выясняет, что […]...
- Крейцерова соната краткое содержание Толстой Л. Н. Ранняя весна. Конец века. По России идет поезд. В вагоне идет оживленная беседа; купец, приказчик, адвокат, курящая дама и другие пассажиры спорят о женском вопросе, о браке и свободной любви. Только любовь освещает брак, утверждает курящая дама. Тут, в середине ее речи, раздается странный звук как бы прерванного смеха или рыдания, и […]...
- Краткое изложение Крейцерова соната Л. Н. Толстой Л. Н. Толстой Крейцерова соната Ранняя весна. Конец века. По России идет поезд. В вагоне идет оживленная беседа; купец, приказчик, адвокат, курящая дама и другие пассажиры спорят о женском вопросе, о браке и свободной любви. Только любовь освещает брак, утверждает курящая дама. Тут, в середине ее речи, раздается странный звук как бы прерванного смеха или […]...
- Соната призраков – Август Стриндберг Старик сидит в кресле-каталке у афишной тумбы. Он видит, как Студент раговаривает с Молочницей и рассказывает ей, что накануне спасал людей из-под обломков рухнувшего здания. Старик слышит слова Студента, но не видит Молочницу, ибо она – видение. Старик заговаривает со Студентом и выясняет, что тот сын купца Аркенхольца. Студент знает от покойного отца, что Старик […]...
- Краткое содержание повести Толстого “Крейцерова соната” Ранняя весна. Конец века. По России идет поезд. В вагоне идет оживленная беседа; купец, приказчик, адвокат, курящая дама и другие пассажиры спорят о женском вопросе, о браке и свободной любви. Только любовь освещает брак, утверждает курящая дама. Тут, в середине ее речи, раздается странный звук как бы прерванного смеха или рыдания, и некий не старый […]...
- “Соната призраков” Стриндберга в кратком содержании Старик сидит в кресле-каталке у афишной тумбы. Он видит, как Студент раговаривает с Молочницей и рассказывает ей, что накануне спасал людей из-под обломков рухнувшего здания. Старик слышит слова Студента, но не видит Молочницу, ибо она – видение. Старик заговаривает со Студентом и выясняет, что тот сын купца Аркенхольца. Студент знает от покойного отца, что Старик […]...
- “Крейцерова соната” Толстого в кратком содержании Ранняя весна. Конец века. По России идет поезд. В вагоне идет оживленная беседа; купец, приказчик, адвокат, курящая дама и другие пассажиры спорят о женском вопросе, о браке и свободной любви. Только любовь освещает брак, утверждает курящая дама. Тут, в середине ее речи, раздается странный звук как бы прерванного смеха или рыдания, и некий не старый […]...
- Композиция художественного произведения Структура художественного произведения Композиция художественного произведения – расположение и соотнесенность компонентов в художественной форме, то есть построение произведения, обусловленное его содержанием и жанром. Основные составляющие композиции: 1. Экспозиция – часть, предваряющая действие, повествующая, как правило, о месте, времени и условиях будущего действия. 2. Завязка – часть, в которой обозначается конфликт произведения, создаются предпосылки для дальнейшего […]...
- Урок для 5 класса по теме: “Можем ли мы услышать живопись?” Можем ли мы услышать живопись? Цель урока : дать возможность почувствовать учащимся, что каждый может услышать в мыслях то, что на самом деле не звучит в этот момент, сопоставив разные по настроению картины Музыкальный материал: С. Рахманинов “Прелюдия соль-диез минор”; “Прелюдия соль мажор” Дополнительный материал : репродукции картин “Февральская лазурь” Э. Грабаря, “Цугом” Степанова; А. […]...
- Герой повести Толстого “Крейцерова соната” Повесть написана после пережитого Толстым духовного кризиса, вследствие которого произошла, по словам писателя, перестройка “деятельности, которая называется художественной”. Это повлекло за собой трансформацию поэтической системы, стилистики и структуры литературных героев. Позднышев – единственное главное лицо этого произведения, определяющее его атмосферу, тональность; личность мыслящая, думающая над актуальными проблемами общественными и сугубо личными. В трактовке писателя П. […]...
- Фридрих Йозеф Дюрренматт (1921-1990). Биография в датах и фактах Фридрих Дюрренматт – швейцарский драматург, прозаик, публицист, автор киносценариев и радиопьес, творчество которого отмечено рядом национальных и международных премий. Его “гротескный Театр”, развивавшийся в рамках жанра Трагикомедии И обличавший пороки общественного сознания, стал одним из самых ярких явлений мировой драматургии второй половины ХХ в. Жизнь Ф. Дюрренматта в датах и фактах 5 января 1921 г. […]...
- Патетическая соната – высший взлет драматического гения Николая Кулиша Патетическая соната – высший взлет драматического гения Николая Кулиша. “Кометы, поднимаются ракеты, красные, голубые, зеленые. Танцует мир. Патетический концерт, и только низко над горизонтом висит бледный, выщербленный серп луны – распятый мифический Христос”. Украина в пьесе предстает распятой и растерянной, словно на перепутье. Она обливается кровью и всем это безразлично. Все видят только то, что […]...
- Зарубежные Сверстники Горького Литературоведы, русские и иностранные, отмечали, что те или иные следы влияния русской литературы сказываются – по крайней мере в отдельных произведениях – у ряда иностранных писателей, которые впервые познакомились с творчеством наших классиков уже тогда, когда были взрослыми людьми. Для Мопассана, как и для Генри Джеймса, Тургенев был уважаемым старшим собратом, с чьим опытом и […]...
- Какие композиторы писали музыку на стихи Некрасова Какие композиторы писали музыку на стихи Н.А. Некрасова? Какие это стихотворения? По признанию многих современников и почитателей поэзии Некрасова, его стихи необычайно музыкальны. К.И. Чуковский даже говорил, что Некрасов больше любит “петь”, нежели рассказывать. Достаточно бегло просмотреть названия стихов Некрасова, чтобы убедиться, что многие из них имеют в своих заглавиях слова “песня”, “колыбельная”. Поэма “Кому […]...
- Зарубежные маршруты Есенина С. А В 1921 году Есенин оформил развод с З. Н. Райх и женился на американской танцовщице Айседоре Дункан. В следующем году они вместе уехали за границу: Германия, Франция, Бельгия, Италия, Америка… Но вскоре Есенин напишет в письме: “…так хочется мне отсюда, из этой кошмарной Европы, обратно в Россию… Здесь такая тоска… Там, из Москвы, нам казалось, […]...
- Стихотворение А. С. Пушкина “Я помню чудное мгновенье…” и романс М. Глинки Лирика, отражая жизнь, изображает переживания человека, его мысли и чувства, вызванные теми или иными жизненными обстоятельствами. А музыка – это искусство, отражающее действительность в звуковых художественных образах. К числу важнейших средств выражения в музыке относятся лад, ритм, метр, гармония, инструментовка. Ритм в музыке – это систематическое, закономерное чередование музыкальных звуков. Ритм в поэзии – это […]...
- Характеристика героев по произведению Фейхтвангера “ЕВРЕЙ ЗЮСС” &;#124; ЙОЗЕФ ЗЮСС ОППЕНГЕЙМЕР ЙОЗЕФ ЗЮСС ОППЕНГЕЙМЕР Йозеф Зюсс Оппенгеймер – образ, реально существовавший в истории. Человек с таким именем родился в 1692 г. и был повешен 4 февраля 1738 г. Зюсс – удачливый и богатый финансист, выставляющий напоказ свою роскошную жизнь. В своем романе Фейхтвангер вновь выводит образ предпринимателя. Но это уже иное решение образа по сравнению с […]...
- Определите тему комедии А. Грибоедова “Горе от ума” Определите тему комедии А. Грибоедова “Горе от ума”. 1. Определите тему комедии А. Грибоедова “Горе от ума”. 2. Определите понятие “вечные образы”. Приведите примеры. 3. Из каких элементов состоит сюжет произведения? 4. Определите кульминацию комедии “Горе от ума”. 5. Определите кульминацию романа А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. 6. Определите кульминацию комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”. […]...
- Элементы сюжета, Определение Движение сюжетного действия возможно благодаря развитию конфликта. В зависимости от того, какую ступень в этом развитии проходит конфликт, различают так называемые элементы сюжета: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку и эпилог. Экспозиция знакомит нас с персонажами произведения, обстановкой, временем и обстоятельствами действия. Завязка – это возникновение или обнаружение конфликта. Развитием действия называется этап движения сюжета […]...
- Урок для 5 класса по теме: “”Избушка на курьих ножках” из фортепианной сюиты “Картинки с выставки” М. П. Мусоргского” – скачать бесплатно 5 класс. УРОК МУЗЫКИ Тема полугодия: Музыка и изобразительное искусство. Можем ли мы увидеть музыку? Тема урока: “Избушка на курьих ножках” из фортепианной сюиты “Картинки с выставки” М. П. Мусоргского. Учебная цель: – познакомить учащихся с творчеством М. П. Мусоргского, прослушать “Избушку на курьих ножках”; – познакомиться с музыкальным произведением в форме “сюита”; – обобщить […]...
- Краткая характеристика произведения “Обломов” Гончарова И. А Идейную направленность романа определил сам автор: “Я старался показать в “Обломове”, как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в кисель… Центральная глава – “Сон Обломова”. Обломов привлекает умом, добротой, правдивостью, кротостью, гуманностью, чувством справедливости, склонностью к самоанализу и самокритике, несмотря на его лень, апатию, бездеятельность. Захар – некое отражение Ильи Ильича. Обломов зависит […]...