ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (1 вариант)

Молчал, задумавшись, И Я, Привычным Взглядом созерцая Зловещий Праздник бытия. Смятенный Вид родного края.

Я. Рубцов

Одной из проблем, которые Волновали и, очевидно, будут волно­Вать Человечество на протяжении Всех веков его существования, Является проблема взаимоотношений Человека и природы. Тончай­ший Лирик и прекрасный знаток Природы Афанасий Афанасьевич Фет так сформулировал ее в Середине XIXВека: «Только человек, и Только он один во всем мироздании, Чувствует потребность спраши­Вать, Что такое окружающая Его природа? Откуда

все это? Что та­Кое Он сам?

Откуда? Куда? Зачем?

И чем выше человек, чем могу­Щественнее Его нравственная Природа, тем искреннее возникают В нем эти вопросы».

О том, что человек и природа Связаны неразрывными нитями, Писали и говорили в прошлом Веке все наши классики, а философы Конца XIX — начала XX века даже Установили связь между нацио-

Нальным характером и образом жизни русского человека, приро­дой, среди которой он живет.

Евгений Базаров, устами которого Тургенев выразил мысль определенной части общества о том, что «природа не храм, а мас­терская, и человек в ней работник», и доктор Астров,

один из геро­ев пьесы Чехова «Дядя Ваня», сажающий и выращивающий леса, думающий о том, как прекрасна наша земля, — вот два полюса в постановке и решении проблемы «Человек и природа».

Погибающее Аральское море и Чернобыль, загрязненный Байкал и высыхающие реки, наступающие на плодородные земли пустыни и страшные болезни, появившиеся только в XX веке, — вот лишь немногие «плоды» человеческих рук. А таких, как Астров, слишком мало, чтобы остановить разрушающую деятельность людей.

Тревожно зазвучали голоса Троепольского и Васильева, Айтма­това и АстафьевА, Распутина и Абрамова и многих, многих других. И возникают в русской литературе зловещие образы «архаровцев», «браконьеришек», «туристов-транзисторщиков», Которым «сдела­лись подвластны необъятные Просторы». «На просторах» они так резвятся, что за ними, как после Мамаева Войска, — сожженные ле­са, загаженный берег, дохлая от взрывчатки и отравы рыба». Люди эти потеряли связь с землей, на которой они родились и выросли.

Голос сибирского писателя Валентина Распутина в повести «По­жар» звучит гневно и обличающе против людишек, которые не по­мнят родства своего, своих корней, истока жизни. Пожар как воз­мездие, обличение, как сжигающий огонь, уничтожающий на ско­рую руку построенное жилье: «Горят леспромхозовские склады в деревне Сосновка». Повесть, по замыслу писателя, созданная как продолжение «Прощания с Матерой», говорит о судьбе тех, кто…предал свою землю, природу, самую человеческую суть. Прекрас­ный остров уничтожен и затоплен, так как на его месте должно быть водохранилище, оставлено все: дома, огороды, неубранный урожай, даже могилы — место святое для русского человека.

По указанию начальства все должно быть сожжено. Но природа проти­вится человеку. Как кресты, торчат из воды обгорелые скелеты де­ревьев.

Гибнет Матера, но гибнут и души людей, теряются духов­ные ценности, сохранявшиеся веками. И по-прежнему одиноки про­должатели темы чеховского доктора Астрова Иван Петрович Петров из повести «Пожар» и старуха Дарья из «Прощания с Матерой». Не услышаны ее слова: «Эта земля рази вам однем принадлежит?

Это земля-то вся принадлежит кто до нас был и кто после нас придет».

Тональность темы человека и природы в литературе резко изме­няется: из проблемы духовного обнищания она превращается в проблему физического уничтожения природы и человека. Именно так звучит голос киргизского писателя Чингиза Айтматова. Автор рассматривает эту тему глобально, в общечеловеческом масштабе, показывая трагичность разрыва связей человека с природой, соеди­няя современность с прошлым и будущим.

Уничтожающий и продающий заповедный лес Орозкул превра­щается в Быкоподобное Существо, отвергающий народную нравст­венность и отстранившийся от жизни родных ему мест Сабиджан, вообразивший себя большим городским начальником, проявляет

Черствость и неуважение к умершему отцу, возражая против его похорон на родовом кладбище Ана-Бейт, — это «герои» романа

В «Плахе» до предела заострен конфликт между природой и «темными Силами», И в лагере положительных героев оказываются волки. Имя волчицы, теряющей по вине людей один выводок за другим, — Акбара, что значит «великая», а глаза ее охарактеризо­ваны теми же словами, что и глаза Иисуса, легенду о котором Айтматов сделал составной частью романа. Огромная волчица не угроза человеку.

Она беззащитна перед мчащимися грузовиками, вертолетами, винтовками.

Природа беспощадна, она нуждается в нашей защите. Но как порой обидно за человека, который отворачивается, забывает о ней, обо всем добром и светлом, что только есть в ее недрах, и ищет свое счастье в ложном и пустом. Как часто мы не Прислушиваемся, Не хотим слышать сигналы, которые она без устали посылает нам.

Свои размышления я хочу завершить словами из рассказа Вик­тора АстафьевА «Падение листа»: «Пока падал лист; пока он достиг земли, лег на нее, сколько же родилось и умерло на земле людей? Сколько произошло радостей, любви, горя, бед? Сколько пролилось слез и крови?

Сколько свершилось подвигов и предательств? Как постигнуть все это?»


ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (1 вариант)