Библиография произведений Александра Вампилова
Смерть нелепейшим образом вырвала Александра Вампилова из жизни. Великолепный пловец, рыболов, охотник, он в день своего рождения решил угостить друзей ухой, отправился пораньше на рыбалку. Но когда возвращался с уловом, на Байкале разыгрался шторм. Александр Вампилов «погиб 17 августа 1972 года, не справившись с крутой байкальской волной.
Погиб, многого не досказав, не дописав — судьба позволила ему прожить всего тридцать четыре года». На его письменном столе остались две картины законченной пьесы «Несравненный Наконечников».
Как драматург Александр Вампилов не развернулся в полную силу, о возможностях которой дает представление образ Зилова, образ-тип. «Он мог, — говорил Афанасий Салынский об авторе «Утиной охоты», — еще много написать, сил у него было много. Он, по сути, еще только начал, взяв колоссальный творческий разбег, и трагично, что жизнь его оборвалась так рано…». Но колоссальный успех его
Эти несомненные достоинства и выдвинули драматургию Александра Вампилова на мировые рубежи. Его пьесы одинаково интересны зрителям в России, Европе, США, Японии. О нем пишутся книги, защищаются диссертации. Его, в увлечении, сопоставляют с величайшими драматургами мира.
Чтобы читатель получил представление об отношении к нашему драматургу в США, приведу автореферат докторской диссертации «Александр Вампилов: пять пьес», защищенной в 1978 году в Питсбургском университете (США) Джеймсом Э. Бернардом. Задача: выявить творческие замыслы Александра Вампилова и место его пяти законченных пьес в духовной жизни русского общества. «Александр Вампилов,- пишет исследователь,- является одним из наиболее популярных русских драматургов. Его пять пьес сыграли важную роль в развитии русской драматургии, представляя своего рода кульминацию в отходе ее от бесконфликтной драмы, занявшей гегемонистские позиции на русской сцене после второй мировой войны.
Первая пьеса Александра Вампилова — «Прощание в июне» — одна из многих русских пьес, герои которых — школьные выпускники — встают перед решающим выбором. Хотя сюжет и ситуация, разрабатываемые в пьесе, часто повторялись и раньше, в этой пьесе показано, что пришел конец кризису, которым слишком часто заканчивался такой выбор, и что перспектива остаться наедине с миром может привести к отчаянию. Финальную сцену пьесы допустимо сравнивать с финалом чеховского «Иванова», тем более что к этому толкает и характерный для обеих пьес процесс выбора.
Вторая пьеса — «Старший сын» — послужила поводом для дискуссий об отношении автора к классической драме вообще, к римской комедии в частности. В диссертации прослеживается типаж характеров Александра Вампилова сравнительно с характерами римской комедии.
«Утиная охота» — третья пьеса Александра Вампилова — рассматривается в ее взаимоотношениях с драматургией Запада, с одной стороны, с русскими драмами — с другой. Возможное влияние Теннеси Уильямса сказывается в выборе Александром Вампиловым персонажей и использовании поэтических деталей. Различие между этой пьесой и драмой «Человек со стороны» Дворецкого помогает лучше понять развитие Александра Вампилова в контексте русской драматургии, а также мастерство его в сюжето-сложении.
Замысел четвертой пьесы Александра Вампилова — «Провинциальные анекдоты» — подсказан Гоголем. Для правильного понимания этой пьесы много дает представление о советском отношении к «Ревизору» Гоголя. Вынося «анекдоты» на советскую сцену, Александр Вампилов тем самым нарушал одно из важнейших положений кодекса русской драматургии, сформулированного Александром Корнейчуком.
Пятая пьеса — «Прошлым летом в Чулимске» — была закончена Александром Вампиловым за несколько месяцев до того, как он утонул в Байкале. Действие развертывается в деревушке, списанной с Нижне-Илимска. Пьеса частично основывается на автобиографических данных.
Автор опирается на традиции и художественные приемы русских писателей-деревенщиков.
Таким образом, избирая учителей из самых различных жанров мировой литературы, Александр Вампилов смог выдвинуться, обогатить как чеховскую, так и соцреалис-тическую драматургические школы. Его пьесы — настоящий вклад в советскую драматургию. Исследователь показывает, что, создавая свои пьесы под влиянием нескольких русских и не-русских драматургов. Александр Вампилов достиг несомненного успеха: его пьесы удачны по замыслу, динамичны, сценичны.
Они влияют на дальнейшее развитие русской драматургии».
Надеюсь, конкретный анализ творчества Александра Вампилова, данный мною в начале настоящего этюда, поможет читателю самостоятельно отделить зерна от плевел в этом автореферате и правильно оценить его как еще одно свидетельство несомненной талантливости русского драматурга. Впрочем, таких свидетельств множество.
Профессор Колумбийского университета Гарольд Б. Сигел, один из видных современных знатоков мировой драматургии, автор книг «Поэзия барокко», «Трилогия Александра Сухово-Кобылина», в специальной монографии «Русская драма XX века» (Нью-Йорк, 1979) отнес Александра Вампилова к наиболее талантливым русским драматургам 70-х годов. Усматривая в его творчестве много сходного с Чеховым, ученый заметил, что Русский писатель объединил в своих лучших театральных произведениях технику рассказа и одноактной пьесы. Исследователь показывает, что Вампилов склонялся не к фантастико-гро-тесковой сатирической традиции Гоголя, Сухово-Кобылина, Маяковского и других, а скорее к традиции русского фарса и водевиля, восходящей, несомненно, к гоголевской «Женитьбе», но унаследованной более непосредственно от драматургических «шуток» Чехова.
Анализируя пьесу «Прошлым летом в Чулимске», названную лучшим произведением А. Вампилова, американский ученый утверждал, что о»а свидетельствует о том, как близко писатель «мог подойти к стилю чеховской драмы, не поступаясь и нисколько не умаляя собственной индивидуальности художника».
К аналогичному заключению пришел и югославский ученый М. Йованович, увидев основную заслугу Александра Вампилова в обновлении «традиций Гоголя, Сухово-Кобылина, Чехова, Булгакова и других в современной драме, обогащении их оригинальным жанровым синтезом».