Анализ стихотворения «Приморский сонет» Ахматова
«Приморский сонет» (1958). Сонет относится к философской лирике Ахматовой. Все обостряющееся ощущение скоротечности жизни вызывает у лирической героини не только печаль, но и чувство изумления перед нестареющей красотой жизни:
Здесь все меня переживет,
Все, даже ветхие скворешни И этот воздух, воздух вешний,
Морской свершивший перелет.
И голос вечности зовет С неодолимостью нездешней,
И над цветущею черешней Сиянье легкий месяц льет.
И кажется такой нетрудной,
Белея в чаще изумрудной,
Дорога, не скажу куда…
Там
«Голос вечности» не является аллегорией в стихотворении: в жизни человека наступает время, когда он слышит его все отчетливее. Окружающий мир, оставаясь реальным, что-то в этой реальности теряет и ведет «не скажу куда». Важен мотив дороги, соединяющей в конце жизни человека прошлое и будущее. Ощущение вечности возникает естественно через обычное сопоставление сроков, отпущенных человеку, и «ветхой скворешни», которая этого человека переживет.
Дорога, которая предстоит человеку в конце жизненного
глубокой веры, а также ощущением своей кровной причастности вечно живой жизни. Мысль о том, что «здесь все меня переживет» рождает не злобу, а тихое умиротворение лирического героя. Образы «легкого месяца» и «цветущей черешни» связаны, хотя олицетворяют разные начала в жизни: месяц — символ ночи, конца, завершения, цветущая черешня — символ весны, расцвета, жизни.
В стихотворении мысли о предстоящей смерти и о торжестве жизни, уходящей в вечность, сливаются воедино.
Глоссарий:
— приморский сонет анализ
— приморский сонет ахматова
— ахматова приморский сонет анализ
— приморский сонет ахматова анализ
— анализ стихотворения приморский сонет
- Анализ стихотворения «Приморский сонет» Ахматовой А. А Итог жизни Ахматова подвела, в частности, «Приморским сонетом» (1958, «Седьмая книга»), имеющим в одной из рукописей название «Последний сонет». В нем перед лицом недалекой, в представлении автора уже совсем близкой смерти («Здесь все меня переживет, / Все, даже ветхие скворешни / И этот воздух…») поэт по-пушкински умудренно приемлет жизнь как таковую, с неизбежным финалом: «И […]...
- «Приморский сонет» Обзор творчества А. А. Ахматовой. Стихотворения «Приморский сонет» Жанр этого стихотворения, написанного в 1958 году, — сонет. Сонет — канонический жанр лирики, имеющий твердую форму: 14 строк (два четверостишия, два трехстишия). В содержательном плане сонет представляет собой стихотворное рассуждение, в котором мысль поэта развивается по схеме: тезис, антитезис, синтез. Первое четверостишие — тезис, утверждение. Центральная […]...
- Анализ стихотворения А. Ахматовой «Приморский сонет» Творческий путь Анны Ахматовой достаточно велик: начав публиковать свои лирические произведения в 1914 году, она не переставала работать до конца жизни (последние изданные стихотворения датируются 1964 годом). Стихотворения Ахматовой разнообразны в тематическом и идейном плане. Поэтесса проявила силу своего творчества в любовной лирике, работала над темой поэзии, поэта и его судьбы, тема патриотизма. Не могла […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой «Приморский сонет» Стихотворение «Приморский сонет», написанное летом 1958 года почти семидесятилетней поэтессой, многие литературоведы склонны причислять к шедеврам поздней лирики Ахматовой. Создавалось оно в поселке Комарово, ныне входящем в состав Курортного района Санкт-Петербурга. Там Анна Андреевна жила в маленьком доме, который сама называла «Будкой». Выделил его Литфонд. Нередко к поэтессе приезжали гости, в их числе — Иосиф […]...
- Анализ стихотворения «Песенка» Ахматова «Песенка» (1911). Начало стихотворения (первые две строфы) перекликается с народно-песенной традицией. В первых двух строках первой строфы говорится о пении во время работы, которое обещает радость. Но последующие строки снимают эту радостную интонацию: изображена картина женского труда (крестьянка на коленях в огороде). В стихотворении последовательно развивается тема «доли-муки». Лирическая героиня испытывает чувство страха, которое нагнетается […]...
- Анализ стихотворения «Уединение» Ахматова «Уединение» (1914). Тема предназначения поэтического творчества является основной в этом стихотворении Ахматовой. Лирическая героиня избирает своим уделом одиночество. Единственной исцеляющей силой является искусство, которое способно вывести человека из круга обступивших его мелочных интересов и страстей, подавленности и уныния на горизонты прекрасной и мудрой жизни: Так много камней брошено в меня, Что ни один из них […]...
- «Сонет к форме» анализ стихотворения Брюсова История создания «Сонет к форме» был написан в 1894 г. молодым 21-летним Брюсовым, студентом историко-филологического факультета Московского университета. Писатель включил его в цикл «Пролог» в сборнике юношеских стихотворений «Juvenilia», который готовил к печати в 1896 г. Сборник так и не был издан. Стихотворение вместе с другими, подготовленными к печати в неизданный сборник, вошло в «Полное […]...
- Анализ стихотворения «Родная земля» Ахматова «Родная земля» (1961). В этом стихотворении по-особому звучит тема изгнанничества, столь актуальная для русской литературы послереволюционного времени. Поэтесса испытывает жалость ко всем тем, кто вынужден скитаться, покинуть родную землю. Несмотря на то что жизнь в России трудна, сохранена вера в будущее. Вот главный мотив, заявленный в данном стихотворении, относящемся к более позднему периоду творчества Ахматовой. […]...
- Анализ стихотворения «Дверь полуоткрыта…» Ахматова «Дверь полуоткрыта…» (1911). В лирическом произведении эмоция передана через характерную деталь, внешний образ В стихотворении изображено состояние лирической героини после ухода возлюбленного. И хотя «на столе забыты хлыстик и перчатка», свидетельствующие фактически о приручении женщины, героиня не понимает: «Отчего ушел ты?», — она пытается успокоить себя заверениями, что «завтра будет утро», что «эта жизнь прекрасна», […]...
- Анализ стихотворения «Заплаканная осень, как вдова…» Ахматова «Заплаканная осень, как вдова…» (1921). Стихотворение посвящено первому мужу Ахматовой Н. С. Гумилеву и написано после его смерти. По форме лирическое произведение напоминает вдовий плач, в котором выражена скорбь о безвременно и безвозвратно загубленном человеке: Заплаканная осень, как вдова В одеждах черных, все сердца туманит.. Перебирая мужнины слова, Она рыдать не перестанет. И будет так, […]...
- Анализ стихотворения «Настоящую нежность не спутаешь…» Ахматова «Настоящую нежность не спутаешь…» (1913). Н. Недоброво, анализируя данное стихотворение из сборника «Четки», писал, что ахматовская «речь проста и разговорна до того, пожалуй, что это и не поэзия…»: Настоящую нежность не спутаешь Ни с чем, и ока тиха. Ты напрасно бережно кутаешь Мне плечи и грудь в меха. И напрасно слова покорные Говоришь о первой […]...
- Анализ стихотворения Анненского «Мучительный сонет» В 1910 году, уже после смерти Анненского, увидел свет его сборник «Кипарисовый ларец». Название книги символично и подразумевает несколько возможных трактовок. Во-первых, поэт хранил рукописи своих стихотворений в ларце, сделанном из кипарисового дерева. Во-вторых, в Древней Греции, с культурой которой Иннокентий Федорович был очень хорошо знаком, кипарис считался олицетворением печали. В-третьих, у христиан это дерево […]...
- Анализ стихотворения Гумилева «Сонет» В отличие от рефлексирующих созерцателей, образами которых изобилует поэзия Серебряного века, лирический субъект гумилевского творчества — человек действия. В нем доминирует волевое начало, и при разнообразии ролей — завоевателя и охотника, воина и моряка — неизменным остается одно: мужественная сущность натуры героя. Творчество Гумилева началось с поэтической декларации конквистадора, которая была облечена в форму сонета. […]...
- Кто из русских поэтов XIX — XX вв. выразил подобную идею гармонической связи мира человека и природы и в чем их произведения можно сопоставить с пушкинским? Кто из русских поэтов XIX — XX вв. выразил подобную идею гармонической связи мира человека и природы и в чем их произведения можно сопоставить с пушкинским? В качестве литературного контекста привлеките любые два из названных произведений: «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» А.С. Пушкина, «Когда волнуется желтеющая нива…» М. Ю. Лермонтова, «Спит ковыль. Равнина дорогая…», […]...
- Анализ стихотворения Я научилась мудро жить Ахматова Это стихотворение является одним из прекрасных образцов любовной лирики Анны Ахматовой, пропитанное большим жизненным и философским смыслом. Это очень чувственное женское стихотворение, написанное Ахматовой под влиянием очередного расставания со своим мужем Николаем Гумилевым. Рассказ женщины, вылившийся в стихи. Она пережила любовную драму, закончившуюся расставанием с любимым. Вернуть свое душевное равновесие ей помогает природа и вера […]...
- Анализ стихотворения А. Ахматова «Земной отрадой сердца не томи…» (*Общие критические статьи) Можно сказать, что в этом стихотворении содержится формула сохранения морального облика человека, сохранения духовной чистоты. Автор берет за основу христианские принципы любви к ближнему, сострадания. Ахматова пришла к этому, основываясь на своем жизненном опыте, а ей пришлось пройти через многое к моменту написания этого стихотворения. Лирическая героиня призывает отречься от земного и всей душой отдаться […]...
- Анализ стихотворения Не с теми я, кто бросил землю (Ахматова Анна) Не с теми я, кто бросил землю На растерзание врагам. Их грубой лести я не внемлю, Им песен я своих не дам. Но вечно жалок мне изгнанник, Как заключенный, как больной. Темна твоя дорога, странник, Полынью пахнет хлеб чужой. А здесь, в глухом чаду пожара Остаток юности губя, Мы ни единого удара Не отклонили от […]...
- Анализ стихотворения «Гамлет» Пастернак «Гамлет» (1945-1955). Это стихотворение открывает цикл стихов Юрия Живаго, главного героя одноименного романа Пастернака. В романе дана история как драматическое действие, в центре которого художник. В стихотворении «Гамлет» лирический герой чувствует себя актером на сцене жизни среди всеобщего «сумрака ночи». Он нравственно противостоит власти лжи, противится мраку: Я один, все тонет в фарисеистве. Жизнь прожить […]...
- Краткое содержание, анализ «Мне голос был…» Ахматова «Мне голос был…» (1917, сборник «Подорожник») Во всем сборнике — переживания Ахматовой о Первой мировой и гражданской войнах в России, о грядущей революции. Это период, когда Ахматова увлекается поэтами-классиками, особенно Пушкиным, отсюда — соответствующие стихотворные размеры и возвышенные строки. Они пронизаны чувством бескорыстной, безграничной любви к родине. Не приемля революцию, Ахматова могла бы уехать вслед […]...
- Анализ стихотворения Ахматова Сжала руки под темной вуалью Стихотворение является ярким примером творчества великой русской поэтессы. Здесь Анна Ахматова, как всегда, красочно передала внутреннее состояние главного героя всего лишь в нескольких строках, при этом наделив каждого из них неповторимым набором качеств. В стихотворении отражается вся сложность отношений между двумя гордыми и, возможно, импульсивными личностями, а также раскрывает истинные слабости человеческой натуры, которые он […]...
- Анализ стихотворения «Творчество» Ахматова Творчество (1936) Стихотворение входит в цикл «Тайны ремесла». Анна Ахматова пытается объяснить читателю, что такое ремесло поэта и что такое творчество. Широко известны стихи А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова на эту тему. Но Анну Ахматову интересует не то, какова функция поэта (как у Пушкина в «Памятнике» или «Пророке»), а то, КАК […]...
- Анализ стихотворения «Есть в близости людей заветная черта…» (Ахматова Анна) Есть в близости людей заветная черта, Ее не перейти влюбленности и страсти, — Пусть в жуткой тишине сливаются уста И сердце рвется от любви на части. И дружба здесь бессильна и года Высокого и огненного счастья, Когда душа свободна и чужда Медлительной истоме сладострастья. Стремящиеся к ней безумны, а ее Достигшие — поражены тоскою… Теперь […]...
- Анализ стихотворения Рубцова Н. М. «В минуты музыки» Для мировоззрения Н. М. Рубцова характерен элегический взгляд на мир, восприятие окружающей действительности через призму музыки. В стихотворении «В минуты музыки» это печальный плач скрипок, который гармонично сливается с остальными образами звучащего мира: шумом порывистых берез, голосом близкой женщины. Н. М. Рубцов обостренно ощущал конечность бытия. Мотив прощания буквально кочует из одного стихотворения поэта в […]...
- Анализ стихотворения «Вечер» Жуковского «Вечер» (1803). Элегия принадлежит к произведениям романтизма. Г. А. Гуковский пишет о том, что элегия напоминает «музыкальный словесный поток, качающийся на волнах звуков и эмоций». Стихотворение имеет психологический подтекст: Уж вечер… облаков померкнули края, Последний луч зари на башнях умирает; Последняя в реке блестящая струя С потухшим небом угасает. В этих строках, с одной стороны, […]...
- Анализ стихотворения «Юбилейное» Маяковский «Юбилейное» (1924). В основе композиции стихотворения — беседа лирического героя с А. С. Пушкиным, которая переведена в личный, интимный план: Александр Сергеевич, разрешите представиться. Маяковский. В стихотворении объяснена роль поэзии в обществе, а все поэты условно разделены на тех, кто «в жизни был мастак «балалаечников». Ключевой фразой стихотворения являются слова: «Я люблю вас, но живого, […]...
- Анализ стихотворения Три осени (Ахматова Анна) Осень.. Это время, когда происходят самые незабываемые моменты жизни. Она такая разная: то серая и унылая, с постоянно накрапывающим дождиком, из-за которого мерзнут ноги и хочется скорей попасть в теплую постель, выпить горячего чая и никогда не возвращаться в эту сырость, но все вдруг изменяется: желтые, красные, рыжие листья, летящие в медленном танце и ложащиеся […]...
- Анализ стихотворения «Зимняя ночь» Пастернак «Зимняя ночь» (1945-1955). Это стихотворение принадлежит к циклу стихов Юрия Живаго (героя одноименного романа Пастернака). Стихотворение о сокровенном. Чувства лирического героя переданы через образ свечи, которая горела за окном московского дома, где жила возлюбленная. Именно об этом вспоминает герой романа Юрий Живаго: Мело, мело по всей земле, Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча […]...
- Анализ стихотворения Сжала руки под темной вуалью (Ахматова Анна) В стихотворении рассказывается, что из-за нелепой ссоры и гордости двух влюбленных, отношения между ними приходят к печальному финалу. И даже попытка героини перешагнуть свое самолюбие ради любви к человеку, которого она боится потерять, не помогает вернуть все, что было прежде. Двое молодых людей не могут быть вместе, этому мешает сложный характер, обиды друг на друга. […]...
- Анализ стихотворения «Мороз» Самойлов «Мороз». Стихотворение является прямой стилизацией и Пушкина, и Тютчева: Лихие, жесткие морозы, Весь воздух звонок, словно лед. Читатель ждет уж рифмы «розы», Но, кажется, напрасно ждет. Напрасно ждать и дожидаться, Притерпеваться, ожидать Того, что звуки повторятся И отзовутся в нас опять. Повторов нет! Неповторимы Ни мы, ни ты, ни я, ни он. Неповторимы эти зимы […]...
- Сонет Сонет — стихотворение, состоящее из 14 строк, образующих два катрена и два терцета. Жанр сонета предусматривает четкую схему рифмовки строк: в «итальянском сонете» такая схема определяется формулой: abab abab cdc dcd. Существовали дополнительные «правила»: строфы должны заканчиваться точками; слова — не повторяться, последнее слово — быть «ключевым»; четыре строфы — соотноситься друг с другом по […]...
- Анализ стихотворения «Утро в Москве» Блока «Утро в Москве» (1909). В стихотворении отразилось чувство радости земной жизни. Лирический герой счастлив от сознания того, что любим: Упоительно встать в ранний час, Легкий след на песке увидать. Упоительно вспомнить тебя, Что со мною ты, прелесть моя. Любовь ассоциируется у Блока с беззаботностью юности, с ранним утром, с необъяснимой легкостью. Через обращение к раннему […]...
- Анализ стихотворения Тютчева «О, этот Юг, о, эта Ницца!..» Небольшая поэтическая зарисовка «О, этот Юг, о, эта Ницца!..» построена на контрасте двух образов: пышного европейского курорта Лазурного побережья и тленной жизни лирического героя, осознающего конечность бытия. Высокопарная частица «о» с первой же строки стихотворения настраивает читателя на романтический лад. Ницца в XIX веке была традиционным местом отдыха русского дворянства. Это своеобразный символ шика, комфорта, […]...
- Анализ стихотворения «О сущем» Твардовский «О сущем». Стихотворение относится к философской лирике Твардовского: поэт размышляет о посмертной духовной связи людей и поколений. Лирического героя не волнуют посмертная слава, власть, мелочные почести, но он по праву стремится найти свое место, свою часть на земле: Мне славы тлен — без интереса И власти мелочная страсть. Но мне от утреннего леса Нужна моя […]...
- Анализ сонет Мицкевича «Крымские сонеты» Находясь в Крыму в 1825 году, Мицкевич писал «Крымские сонеты». Его работы вызвала неоднозначные отзывы современников, особенно поляков, поэту высказали, что в его произведениях слишком много экзотики: «Вопреки хорошему вкусу и ума, Мицкевич несет что-то непонятное, дикое, сбор слов непонятной речи», — писал один из его соотечественников. Подобная реакция не стала для Мицкевича неожиданной. «Сентиментальные […]...
- Анализ стихотворения «Железная дорога» Некрасов «Железная дорога» (1864). В стихотворении изображаются «народные массы», которые голод согнал на строительство дороги, но здесь каторжный труд и нечеловеческие условия существования, грабеж со стороны начальства: Мы надрывались под зноем, под холодом, С вечно согнутой спиной, Жили в землянках, боролися с голодом, Мерзли и мокли, болели цингой. Грабили нас богатеи-десятники, Секло начальство, давила нужда… В […]...
- Определение Сонет Сонет (итал. sonetto, от прованс. sonet — песенка) — стихотворение из 14 строк, разделенное на два катрена (четверостишия) и два терцета (трехстишия). В катренах повторяются две рифмы, в терцетах — две или три. Характерные поэтические черты сонета: музыкальность, нормативность количества рифм, наличие в сонете 154 слогов (при этом количество слогов в катренах должно было быть […]...
- Анализ стихотворения «Как часто пестрою толпою окружен…» Лермонтова «Как часто пестрою толпою окружен…» (1840). Стихотворению предпослана дата — 1 января. Рождаются новый год, новая надежда. Но у поэта нет радужных чувств. Все произведение, написанное под впечатлением бала, контрастирует с самой да той — 1 января. В начале стихотворения несколькими точными строками поэт изображает надменных, духовно бедных людей «большого света». В «пестрой толпе» звучат […]...
- Анализ стихотворения «И скучно и грустно..» Лермонтова «И скучно и грустно..» (1840). В этом стихотворении взгляд поэта сосредоточен не на внешнем мире, а на душевных переживаниях человека. Лирическое произведение построено в форме внутреннего монолога, искренней исповеди лирического героя Желанья… что пользы напрасно и вечно желать? А годы проходят — все лучшие годы! Любить… но кого же? на время — не стоит труда, […]...
- Анализ стихотворения «Пороша» Есенин «Пороша» (1914). В стихотворении передана радость лирического героя от встречи с зимним лесом: Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна, Словно белою косынкой Подвязалася сосна. Особую роль играют созданные Есениным с помощью аллитераций и ассонансов звуковые образы: Еду. Тихо. Слышны звоны Под копытом на снегу. Только серые вороны Расшумелись на лугу. Использованные художественно-выразительные средства, метафоры […]...
- Н. С. Гумилев. Сонет Опишите завершенные картины, которые рисует поэт в каждой из четырех частей сонета. Первая строфа — путь конквистадора. Вторая строфа — конквистадор верит в свою звезду. Третья строфа — герой не боится смерти. Четвертая строфа содержит «замок» сонета — в борьбе можно добыть голубую лилию — символ осуществления мечты. Что хочет сказать поэт, завершая сонет строкой […]...