Анализ стихотворения «Быть знаменитым некрасиво» Пастернак Б. Л
«Быть знаменитым некрасиво»
Стихотворение Б. Л. Пастернака «Быть знаменитым некрасиво» (1956) является одним из программных произведений в творчестве поэта. Его сюжет складывается из лаконичных формул, аккумулирующих взгляды автора на жизнь творческого человека. Высказанные в стихотворении принципы автор одновременно относит и к себе, и к другим писателям. Б. Л. Пастернак рассуждает о внутренней глубине творческого акта, его самоцельности.
Ни слава, ни успех в чьих-либо глазах не связаны напрямую с качеством создаваемых произведений.
В третьей строфе стихотворения Б. Л. Пастернак подчеркивает особое положение творческого человека во времени и пространстве. Одновременно с этим он формулирует еще один принцип, важный и необходимый для человека-творца: «Услышать будущего зов». Только тогда поэт сможет стать интересным не только современнику, но и потомку.
Однако в этой строфе звучит еще и некий мистический мотив таинства, художнику необходимо «привлечь к себе любовь
Но все равно речь здесь идет не о том, что он должен осознать свое место в мире.
В четвертой строфе автор рассуждает о сопряжении жизненного и творческого пути, в котором второй оказывается важнее, объемнее первого, ибо включает, поглощает его, «отчеркивая на полях».
Будучи поэтом-философом, Б. Л. Пастернак призывает учиться у природы. Его лирический герой способен, не боясь будущего, «окунаться в неизвестность», подобно тому, как прячется местность в туман.
БЛ. Пастернак пишет о необходимости для талантливого человека не упиваться победами, а соблюдать личную скромность по отношению к своим успехам. Ведь главное — повести за собой других людей, которые и решат, кто в истории удостоится славы, а кого ждет забвение. Б. Л. Пастернак на личном примере учит не кривить душой, не замыкаться на своих переживаниях, сохранять живой интерес к окружающему миру, любить жизнь до самого последнего часа.
Тема назначения поэта и поэзии является глубоко прописанной в русской классической поэтической традиции.
В этой связи стихотворение Б. Л. Пастернака «Быть знаменитым некрасиво» творчески продолжает ее. Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Все семь строф его связаны перекрестной рифмовкой, При этом чередуются женская и мужская рифмы. В стихотворении широко используются изо-бразительно-выразительные средства языка: фразеологизмы («притча на устах у всех», «за пядью пять»), антитеза («пора-женья» — «победы»), а также прием подчеркивания вертикальных координат художественного пространства («подымает ввысь», «окунаться в неизвестность»), этот композиционный прием восходит к тютчевской поэтической традиции и характерен для медитативной лирики в целом.
Основным эпитетом является эпитет «живой», усиленный в заключительной строфе троекратным повтором. Таким образом, очевидно, Б. Л. Пастернак видит смысл жизни в самой жизни, в том, чтобы прожить ее честно и открыто. Неслучайно в стихотворении так часто встречаются слова «надо», «должен», «не должен».