Анализ стихотворения «Имя твое — птица в руке…» Цветаева
«Имя твое — птица в руке…» (1916). Лирическое произведение открывает цикл из шестнадцати стихотворений, посвященный А. А. Блоку. Первое стихотворение написано в 1916 году и посвящено расшифровке имени Блока. Стихотворение состоит из трех строф, идея каждой строфы последовательно сменяет друг друга.
В первой строфе дано описание фонетического и графического состава слова «Блок». В то время имя Блокъ писалось с Ъ. Во второй строфе звуки, составляющие имя Блокъ сопоставляются со звуками природы. В третьей строфе поэтессой
Используемые во второй строфе сравнения Блока с камнем, кинутым в «тихий пруд», щелканьем «ночных копыт», щелканьем курка раскрывают образный мир поэта-символиста: его увлечение безмолвной природой, трагизм в изображении «страшного мира». В третьей строфе содержится скрытое признание лирической героини в любви: звучание имени поэта-символиста связывается с поэтическим миром его сборника «Снежная маска».
Глоссарий:
— анализ стихотворения цветаевой имя твое птица в руке
— анализ стихотворения имя твое птица в руке
— анализ стихотворения имя твое птица в руке марины цветаевой
— имя твое птица в руке кому посвящено
— анализ стихотворения Цветаевой имя твое
- Краткое содержание, анализ «Имя твое — птица в руке…» Цветаева «Имя твое — птица в руке…» (1916). Стихотворение посвящено имени Блока, открывает цикл из шестнадцати стихов к А. Блоку (1916-1921). В трех строфах Цветаева описывает имя Блока (не называя его) фонетически и графически; сравнивает звуки имени со звуками природы; приводит эмоциональную ассоциацию со звуком поцелуя. Один слог, пять букв (в дореволюционном написании «Блокъ»), «одно-единственное движенье […]...
- Анализ стихотворения «Имя твое — птица в руке…» М. И. Цветаевой Стихотворение посвящено имени Блока, открывает цикл из шестнадцати стихов к А. Блоку (1916-1921). В трех строфах Цветаева описывает имя Блока (не называя его) фонетически и графически; сравнивает звуки имени со звуками природы; приводит эмоциональную ассоциацию со звуком поцелуя. Один слог, пять букв (в дореволюционном написании «Блокъ»), «одно-единственное движенье губ» — и целый мир, неуловимый и […]...
- Анализ стихотворения М. Цветаевой «Имя твое — птица в руке» Блок и Цветаева… В чем секрет Цветаевой? Что делает ее непохожей ни на кого и в то же время внутренне связывает с Блоком? Прежде всего неординарность личности боих поэтов, бунтарский дух, мятежность, небывалая энергия, подчеркнутая напряженность. Свобода от условностей современной жизни воплощались в особенностях стиля. Эти черты отразились в стихах, посвященных Блоку. Любовные признания в […]...
- «Имя твое — птица в руке…» анализ стихотворения Цветаевой Произведение «Имя твое — птица в руке…» было написано Мариной Цветаевой в 1916 году. Известная поэтесса отличалась свободолюбивым характером и никогда не пыталась подражать стилю какого-либо поэта или писателя. Она чтила многих творческих людей, но это уважение редко переходило в искренний восторг. Однако для Цветаевой существовал человек, которого она действительно обожествляла. Ему и было посвящено […]...
- Анализ стихотворения Цветаевой «Имя твое — птица в руке Марина Цветаева весьма скептически относилась к творчеству знакомых ей поэтов Единственным человеком, которого она боготворила в прямом смысле этого слова, являлся Александр Блок. Цветаева признавалась, что его стихи не имеют ничего общего с земным и обыденным, они написаны не человеком, а неким возвышенным и мифическим существом. Цветаева не была близко знакома с Блоком, хотя часто […]...
- Анализ стихотворения «Молитва» Цветаева «Молитва» (1909). Стихотворение вошло в первый сборник Цветаевой, в котором она утвердила свое творческое кредо — самобытность, непохожесть на других, исследование собственной души. В данном стихотворении, написанном в сентябре 1909 года в Тарусе, лирическая героиня мечтает о чуде. Обращаясь к Богу, поэтесса одновременно и хочет познать жизнь во всем ее разнообразии, и в то же […]...
- Анализ стихотворения цикл «Жизни» Цветаева Цикл «Жизни» (1924). Цикл состоит из двух лирических миниатюр. Обратим внимание на первое стихотворение цикла, состоящее из двух строф: Не возьмешь моего румянца — Сильного — как разливы рек! Ты охотник, но я не дамся, Ты погоня, но я есмь бег. Не возьмешь мою душу живу! Так, на полном скаку погонь — Пригибающийся — и […]...
- Анализ стихотворения «На заре» Цветаева «На заре» (1912). Данное стихотворение вошло во второй поэтический сборник «Волшебный фонарь» (1912), в котором развивается заявленный в «Вечернем альбоме» конфликт детского мировосприятия и взрослой трагедии повседневности. М. Цветаева экспериментирует с формой и языком стиха. Стихотворение «На заре» по форме напоминает сновидение. В неведомый мир сна прорывается реальность. Мгновение пробуждения является «мигом бесконечной печали». Особое […]...
- Анализ стихотворения «Станок» Цветаева «Станок» (1931). В этом стихотворении Цветаева размышляет о соотношении тайны и поэтического творчества. Непререкаемым, божественным авторитетом является А. С. Пушкин. Лирическое произведение — молитвенное признание в любви, преклонение перед гением. Лирическая героиня считает себя достойной ученицей Пушкина, поэтому ведет с гением разговор на равных: Прадеду — товарка: В той же мастерской! Каждая помарка — Как […]...
- Анализ стихотворения «Душа» Цветаева «Душа» (1923). Душа — главная лирическая героиня цветаевского произведения. Своеволие, разгул души выражается Цветаевой через особое построение фразы: Выше! Выше! Лови — летчицу! Не спросившись лозы — отческой Нереидою по — лощется. Нереидою в ла — зурь! В тексте стихотворения поражает обилие тире, насыщенность восклицательными знаками. Полет души, сердца противопоставлен миру кукол, счетов, бытие противопоставлено […]...
- Анализ стихотворения «Родина» Цветаева «Родина». Стихотворение написано после Октябрьской революции, в эмиграции, куда поэтесса уехала из России, последовав за своим мужем. Но вынужденная эмиграция не принесла Цветаевой желаемого облегчения: тоска по России навсегда связала ее с родиной, именно поэтому, прожив много лет за границей, впоследствии она все же решила вернуться в Россию. Не просто складывались взаимоотношения поэтессы с собственной […]...
- Анализ стихотворения «Сольвейг» Блока «Сольвейг» (1906). Стихотворение написано под влиянием пьесы норвежского драматурга Ибсена «Пер Гюнт», которая построена на фольклорных мотивах. Ее героиня Сольвейг (по — норвежски — солнечный путь) — олицетворение чистоты, свежести, самопожертвования. Стихотворение А. Блока написано от имени уединенно живущего человека: Жил я в бедной и темной избушке моей Много дней, меж камней, без огней. Образ […]...
- «Стихи к Блоку» Обзор творчества М. И. Цветаевой. Стихотворения «Стихи к Блоку» («Имя твое — птица в руке…») Цикл «Стихи к Блоку» создавался в течение нескольких лет — с 1916 по 1921. Многое роднит этих поэтов: трагическое ощущение одиночества, бунтарский дух, мятежность, энергия и напряженность лирического повествования. В этом цикле Блок предстает как «рыцарь без укоризны», ангел, Божий […]...
- Анализ стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека…» Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…» (1912). Данное стихотворение А. Блока посвящено «страшному миру». Лирический герой — человек, утративший душу, забывший о любви, сострадании, милосердии. Кольцевая композиция произведения раскрывает его проблематику: бессмысленность и тусклость существования, невозможность найти выход из создавшегося положения: Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века — Все будет […]...
- Анализ стихотворения Блока «Твое лицо мне так знакомо Единственной музой Александра Блока была его супруга Любовь Менделеева, брак с которой не сложился по ряду причин. Тем не менее, именно этой женщине поэт посвятил подавляющее большинство своих лирических стихов. Впрочем, в творческом наследии Блока есть произведения, которые адресованы таинственной незнакомке. Среди них — стихотворение «Твое лицо мне так знакомо…» , написанное в 1908 году. […]...
- Анализ стихотворения Цветаевой Бабушке (Цветаева Марина) Стихотворение М. И Цветаевой «Бабушке» написано в 1914 году. В нем звучит тоска по ушедшему XIX веку-эпохе прекрасных дам и галантных кавалеров. Цветаева воссоздает образ молодой бабушки, не своей бабушки, нет, она описывает свой эстетический идеал: изысканная женщина с продолговатым овальным лицом, в элегантном черном платье, не последний человек в светском обществе, музыкально одаренная, так […]...
- Анализ стихотворения «Да. Так диктует вдохновенье…» Блока «Да. Так диктует вдохновенье…» (1911-1914). В стихотворении выражено неприятие Блоком «ужасов жизни», «страшного мира», в котором погрязло настоящее: Всю жизнь жестоко ненавидя И презирая этот свет, Пускай грядущего не видя, Дням настоящим молвив: нет! По мысли А. Блока, поэт должен выражать открыто свое несогласие существующему миропорядку, стереть «румяна жирные» лживой жизни: На непроглядный ужас жизни […]...
- Анализ стихотворения «На бледно-голубой эмали…» Мандельштам «На бледно-голубой эмали…». Стихотворение состоит всего из трех строф. В первой строфе изображены ранняя весна, апрельский вечер. На фоне неба «незаметно вечереют березы»: На бледно-голубой эмали, Какая мыслима в апреле, Березы ветви поднимали И незаметно вечерели. Во второй строфе описан «узор, отточенный и мелкий», который сопоставляется с рисунком, талантливо исполненным художником, расписывающим фарфоровую чашку. Природа […]...
- Анализ стихотворения «В ресторане» Блока «В ресторане» (1910). Героиня блоковского стихотворения лишена глубины, безграничности. В отношении к ней прослеживается увлекательная игра поэта: Ты взглянула. Я встретил смущенно и дерзко Взор надменный и отдал поклон. Обратясь к кавалеру, намеренно резко Ты сказала: «И этот влюблен». В красоте лирической героини нет ничего таинственного, завораживающего. Любовь окутана атмосферой пошлости, поэтому не может возникнуть […]...
- Анализ стихотворения Евтушенко «Когда взошло твое лицо…» После первого неудачного брака с Беллой Ахмадулиной Евгений Евтушенко больше и слышать не хотел о женитьбе. Однако судьба распорядилась иначе, и поэту предстояло еще трижды официально стать мужем талантливых, темпераментных и очень ярких женщин. Со своей второй супругой, Галиной Сокол-Лукониной, Евтушенко познакомился в 1960 году и практически сражу же посвятил ей стихотворение «Когда взошло лицо […]...
- Анализ стихотворения «Утро в Москве» Блока «Утро в Москве» (1909). В стихотворении отразилось чувство радости земной жизни. Лирический герой счастлив от сознания того, что любим: Упоительно встать в ранний час, Легкий след на песке увидать. Упоительно вспомнить тебя, Что со мною ты, прелесть моя. Любовь ассоциируется у Блока с беззаботностью юности, с ранним утром, с необъяснимой легкостью. Через обращение к раннему […]...
- Анализ стихотворения «Король» Окуджава «Король». Стихотворение посвящено Великой Отечественной войне, воспоминаниям о ней: Но однажды, когда «мессершмитты», как вороны, разорвали на рассвете тишину, наш Король, как король, он кепчонку, как корону — набекрень, и пошел на войну. Здесь создан романтический образ московского мальчишки, по-рыцарски благородного, верного друга, ставшего воином и погибшего на полях сражений: Вновь играет радиола, снова солнце […]...
- Анализ стихотворения «Еще томлюсь тоской желаний…» Тютчева «Еще томлюсь тоской желаний…» (1848). Стихотворение посвящено памяти Элеоноры Тютчевой, жены поэта. Основная тема данного стихотворения — тема любви. Лирический герой поэта воспринимает любовное чувство как нечто вечное, неизменное: Твой милый образ, незабвенный, Он предо мной везде, всегда, Недостижимый, неизменный, Как ночыо на небе звезда… Образ возлюбленной вызывает следующие ассоциации поэта: «милый образ, незабвенный», «недостижимый, […]...
- Анализ стихотворения «Весь день она лежала в забытьи…»; Тютчева «Весь день она лежала в забытьи…»; (1864). Стихотворение написано в Ницце и посвящено воспоминаниям о последних часах жизни Е. А. Денисьевой. Общая тональность произведения трагическая: звучит боль об утрате близкого человека. В первой части стихотворения даны воспоминания об Е. А. Денисьевой, находящейся при смерти, но тянущейся к жизни. Во второй части произведения описывается состояние лирического […]...
- Анализ стихотворения Цветаевой М. И. «Бабушке» Стихотворение М. И. Цветаевой «Бабушке» написано в 1914 году. В нем звучит тоска по ушедшему XIX веку — эпохе прекрасных дам и галантных кавалеров. Произведение написано дактилем. Этот трехсложный размер тонко имитирует трехтактный ритм вальса. Лирическая героиня любуется портретом молодой бабушки, пытаясь угадать под маской надменной холодности мятежную душу. Изысканность внешнего облика («черное платье», «локоны […]...
- Краткий анализ стихотворения «Идешь на меня похожий» (Цветаева Марина) Это стихотворение Цветаевой является одним из самых известных. Она написала его в 1913 году. Стихотворение обращено к далекому потомку — прохожему, который молод, так же как и она в свои 20 лет. В поэзии Цветаевой достаточно много произведений о смерти. Так и в этом. Поэтесса желает контактировать с будущим. В этом стихотворении она представляет то […]...
- Анализ стихотворения «Мадонна» Пушкина «Мадонна» (1830). По свидетельству современников Пушкина, стихотворение посвящено Наталии Николаевне Гончаровой. Но понятно, что данное лирическое произведение имеет и обобщающий смысл: Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец. Идеал скромной жизни, вдохновленной трудом и красотой, выражен поэтом в следующих строках: …Одной картины я желал быть вечно зритель, Одной: […]...
- Анализ стихотворения «Фабрика» Блока «Фабрика» (1903). В стихотворении «Фабрика», вошедшем в цикл «Распутья», желтый и черный цвета («окна желты», «черный кто-то», «в желтых окнах засмеются») символизируют бездуховную сущность людей, наделенных властью и деньгами Поэт, «все слышавший со своей вершины», не является участником происходящего: Я слышу все с моей вершины Он медным голосом зовет Согнуть измученные спины Внизу собравшийся народ. […]...
- Анализ стихотворения «Проблеск» Тютчева «Проблеск» (1825). В стихотворении выделяются две части — первая часть представляет мир внешний: в ней в форме диалога дан образ «сумрака глубокого». Во второй части изображается внутренний мир лирического героя, который восприимчив ко всему, что происходит в сумрачном мире Вселенной: О, как тогда с земного круга Душой к бессмертному летим! Минувшее, как призрак друга. Прижать […]...
- Анализ стихотворения «Как океан объемлет шар земной…» Тютчева «Как океан объемлет шар земной…» (1830). Тютчев возвел метафору в метод, наполнив художественный прием философским содержанием. В стихотворении дан образ земли, как дневной жизни, которую можно описать и изучить, так как она реальна. А океан, как и сон, — нечто неуловимое, зыбкое, таинственное. Величественный пейзаж, нарисованный в первой строфе, — воплощение внутреннего мира человека во […]...
- Анализ стихотворения «Сапсан» Бунин «Сапсан» (1905). Рассматривая человека как частицу Вселенной, поэт пытается проникнуть в тайны жизни и смерти, понять загадки окружающего мира. Главный герой произведения — сапсан, «стервятник космоногий», призрачная птица, «гений зла». Сапсан заставляет лирического героя глубже чувствовать свое одиночество: Иль он узнал, что я тоскую, Что я один? что в дом ко мне Лишь снег да […]...
- Анализ стихотворения «Юбилейное» Маяковский «Юбилейное» (1924). В основе композиции стихотворения — беседа лирического героя с А. С. Пушкиным, которая переведена в личный, интимный план: Александр Сергеевич, разрешите представиться. Маяковский. В стихотворении объяснена роль поэзии в обществе, а все поэты условно разделены на тех, кто «в жизни был мастак «балалаечников». Ключевой фразой стихотворения являются слова: «Я люблю вас, но живого, […]...
- Анализ стихотворения «Ушла, но гиацинты ждали…» При прочтении стихотворения «Ушла. Но гиацинты ждали…» возникает ощущение скрытой угрозы и безвольности поэта, отдающегося порождению темных миров, выпивающих жизнь. Поэт словно бьется в паутине, плененный земными отражениями дьявольских соблазнов, рядящихся в одежды хрупкой женственности. Ясна видна раздвоенность ситуации, потому что поэт понимает, что его возлюбленная не виновата в той роли, которую призвана играть («Войди, […]...
- Анализ стихотворения «Ветер принес издалека…» Блока Стихотворение «Ветер принес издалека…» написано 29 января 1901 года — это одно из ранних стихотворений, в котором отражены юношеские мечтания: «песни весенней намек», «бездонная лазурь», «звездный сны». Оно представляет собой яркий контраст со стихотворением, созданным десять лет спустя: «Как тяжело ходить среди людей…». Сопоставляя подобные стихи, мы видим драматическую эволюцию души А. А. Блока. Первые […]...
- Анализ стихотворения «Тучи» Лермонтова «Тучи» (1840). У поэта тучи ассоциируются со странничеством, с изгнанничеством: Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники, С милого севера в сторону южную. Лермонтов пишет это стихотворение перед своей второй ссылкой на Кавказ, ощущая себя изгнанником в собственной стране Риторические вопросы, используемые в тексте стихотворения. помогаю г […]...
- Анализ стихотворения «О, весна без конца и без краю…» Стихотворение «О, весна без конца и без краю…» написано 24 октября 1907 года. Как холодным северным октябрьским днем рождается подобное стихотворение — это истинная поэтическая загадка. Общее впечатление от стихотворения — стремительность и тревожная радость. Отмечаем художественные особенности для того, чтобы помочь в выборе нужных интонаций для выразительного чтения. Трехстопный анапест придает произведению стремительность вальса. […]...
- Анализ стихотворения «Муза» Ахматова «Муза» (1924). В данном стихотворении Анна Андреевна размышляет о поэтическом вдохновении. Муза является лирическому герою ночью в образе «милой гостьи с дудочкой в руке». Сон и явь тесно переплетаются: И вот вошла. Откинув покрывало, Внимательно взглянула на меня. Ей говорю: «Ты ль Данту диктовала Страницы Ада?» Отвечает: «Я». Ахматова является продолжателем традиции великого Данте (известного […]...
- Анализ стихотворения «На распутье» Бунин «На распутье» (1900). Стихотворение написано под впечатлением картины В. М. Васнецова «Витязь на распутье». Этой картине оно и было посвящено в сборнике «Листопад». Лирический герой — витязь, которому необходимо принять единственно верное решение, выбрать правильный путь: Дремлет полдень. На тропах звериных Тлеют кости в травах. Три пути Вижу я в желтеющих равнинах… Но куда и […]...
- Анализ стихотворения «Тройка» Некрасов «Тройка» (1846). В стихотворении главный мотив творчества Некрасова — беды и страдания народа перерастают в беды и страдания самого поэта. В лирическом произведении изображается судьба женщины-крестьянки. В основе лирического сюжета стихотворения — предвидение будущего женщины-крестьянки, которое дается поэтом в двух вариантах: Поживешь и попразднуешь вволю, Будет жизнь и полна, и легка… Да не то тебе […]...
- Анализ стихотворения Тютчева «Поэзия» Стихотворение Ф. Тютчева «Поэзия» посвящено теме божественного происхождения поэтического таланта. Оно построено на контрасте динамических и статических образов. Первые строки произведения рисуют грозную картину клокочущих страстей, которые тревожат душу человека. Художественный эффект создаваемого образа усиливает лексический повтор («Среди громов, среди огней, Среди клокочущих страстей»). Для художественного пространства произведения характерна акцентация вертикальных координат: неба и земли. […]...