Жизненные принципы Бирюка в одноименном рассказе Тургенева

В 40-е — 50-е года XIX века И. С. Тургенев создал несколько произведений, объединенных в один сборник — «Записки охотника». В отличие от большинства писателей, которые представляли крестьян безликой серой массой, автор в каждом очерке отмечает в жизни простого народа что-нибудь особенное, поэтому, когда все произведения были объединены в сборник «Записки охотника», крестьянский мир оказался описанным очень ярко и многогранно. Это принесло автору огромную известность.

Во всех рассказах присутствует один и тот же главный герой

— Петр Петрович. Это дворянин из села Спасского. Очень любит охоту, из-за чего много путешествует.

Рассказывает о случаях, произошедших с ним. Причем Тургенев наделил его внимательностью, что помогает ему точнее разобраться в различных ситуациях и полнее передать их нам.

«Бирюк» — рассказ из «Записок охотника». Был написан в 1848 году. По своей композиции не отличается от других произведений сборника: с Петром Петровичем в очередной раз происходит интересная история, которую он рассказывает в форме монолога. Однажды вечером, возвращаясь домой с охоты, рассказчик попал под дождь.

Ехать дальше

стало невозможно, и Петр Петрович серьезно задумался, где бы ему переждать непогоду. На его счастье, на пути ему попался лесник, предложивший пойти к себе в избу, пока дождь не кончится. В избе Бирюка (так прозвали лесника местные жители за угрюмость и нелюдимость) рассказчик узнал многое о его жизни.

Когда дождь прошел, гостеприимный хозяин услышал звук топора и решил поймать нарушителя. Тогда Петр Петрович предложил пойти вдвоем. Так они и сделали.

Вором оказался «мужик, мокрый весь в лохмотьях с растрепанной бородой», который, по-видимому, не от хорошей жизни пошел на воровство. Петр Петрович пожалел его и попросил Бирюка отпустить крестьянина, но тот не согласился и повел мужика к себе в избу. Однако после долгих просьб о пощаде и ходатайства со стороны Петра Петровича, лесник сжалился и отпустил его.

Бирюк — личность цельная, но трагичная. Его трагедия заключается в том, что у него есть собственные взгляды на жизнь, но иногда ему приходится ими поступаться. В произведении показано, что большинство крестьян середины XIХ века относились к воровству, как к чему-то обыденному: «Вязанки хворосту не даст из леса утащить», — говорил мужик, будто у него было полное право красть из леса хворост.

Конечно, главную роль в становлении такого мировоззрения сыграли некоторые социальные проблемы: необеспеченность крестьян, необразованность и безнравственность. Бирюк не похож на них. Он сам живет в глубокой бедности: «изба Бирюка состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок»,- но не ворует (если бы он воровал лес, он мог бы себе позволить белую избу) и пытается отучить от этого других: «а ты все равно воровать не ходи».

Он четко осознает, что, если каждый будет воровать, станет только хуже.

Уверенный в своей правоте, он твердо шагает к собственной цели. Однако его уверенность иногда подрывается. Например, в случае, описанном в очерке, когда человеческие чувства жалости и сострадания состязаются в нем с жизненными принципами.

Ведь если человек действительно нуждается и у него нет другого пути, он часто идет на воровство от безнадежности. Фоме Кузьмичу (леснику) выпала тяжелейшая доля всю жизнь колебаться между чувствами и принципами. Очерк «Бирюк» имеет много художественных достоинств. Это и живописные картины природы, и неподражаемый стиль повествования, и своеобразие героев и многое, многое другое.

Вклад Ивана Сергеевича в отечественную литературу бесценен. Его сборник «Записки охотника» стоит в ряду шедевров русской словесности. А проблемы, поднятые в произведении, актуальны и по сей день.


Жизненные принципы Бирюка в одноименном рассказе Тургенева