Подколесин – характеристика персонажа
Произведение: Женитьба
Подколесин – герой комедии Н. В. Гоголя “Женитьба” (незаконч. редакция под назв. “Женихи” – 1833, первая полная – 1835, окончательная – 1840-1841). Образ П. продолжает цепь “необыкновенных” героев писателя. Развивая “идею бессмыслицы, заключенную в самом акте брака, соединения навечно двоих людей” (И.
П. Золотусский), писатель показывает на первый взгляд обычного нерешительного человека, довольно крупного чиновника, решившего найти счастье в узах Гименея. Парадоксальность образа в том, что
И вдруг после благополучного объяснения с Агафьей Тихоновной, накануне свадьбы, – прыжок в окно. Не удивительно, что на первых спектаклях “Женитьбы” в Александрийском театре в 1842 г. публика пребывала в шоке, ожидая продолжения действия:
На всю жизнь, на весь век, как бы то ни было, связать себя, и уж после ни отговорки, ни раскаяния, ничего, ничего – все кончено, все сделано”. Комизм ситуации в том, что, произнося эти слова, П., как никогда, хочет жениться. Комизм усиливается еще и тем, что его друг Кочкарев, сладивший женитьбу, но не имеющий к ней никакого отношения, развивает кипучую деятельность, тогда как самое заинтересованное лицо, жених П., нерешительно колеблется. Отсюда, надо полагать, недоумение актеров, занятых в первых спектаклях в Петербурге и Москве.
С московским спектаклем связан забавный случай. Многие полагали, что роли П. и Кочкарева распределены неудачно: “Щепкин не может играть вялого и нерешительного творенья; а Живокини, играя живой характер, не может удержаться от привычных своих фарсов и движений” (С. Т. Аксаков).
В результате актеры поменялись ролями, но спектакля все равно не получилось. Своеобразную трактовку образа П. дал режиссер А. В. Эфрос в спектакле в московском Театре на М. Бронной (1974): “”Женитьба” – шутка, но с большой долей драматизма”. В своем стремлении “ошине-лить” комедию режиссер сумел по-новому прочитать мотивацию поступков героя комедии: “Иногда начинает казаться, что важно ему не то, что он слышит от свахи, а сам процесс разговора, потому что это хотя бы не спячка, это что-то другое, спячке противоположное”.
Related posts:
- Герой комедии Н. В. Гоголя “Женитьба” Образ Подколесина продолжает цепь “необыкновенных” героев писателя. Развивая “идею бессмыслицы, заключенную в самом акте брака, соединения навечно двоих людей” (И. П. Золотусский), писатель показывает на первый взгляд обычного нерешительного человека, довольно крупного чиновника, решившего найти счастье в узах Гименея. Парадоксальность образа в том, что Гоголь нарисовал не обычного закоренелого холостяка из традиционного водевиля. Подколесин готов […]...
- Рагин Андрей Ефимович – характеристика персонажа Произведение: Палата №6 Рагин Андрей Ефимович – доктор, живет в провинциальном городе и служит в городской больнице, Р. никогда не чувствовал призвания к медицине и специальным наукам; в юности он был очень набожен и даже собирался по выходе из гимназии, которую закончил в 1863 г., поступить в духовную академию, но под влиянием отца, доктора медицины […]...
- Яго – характеристика персонажа Произведение: Отелло ЯГО – центральный персонаж трагедии У. Шекспира “Отелло” (1604), поручик на службе у Отелло. По натуре хам и плебей, вынужденный быть в услужении у “мавра”, ненавидя его за испытываемое им при этом унижение, не в силах быть свидетелем безмятежного счастья Отелло и Дездемоны, он сплетает вокруг них чудовищную интригу, в сеть которой попадает, […]...
- Арбенин – характеристика персонажа Произведение: Маскарад АРБЕНИН – герой драмы М. Ю. Лермонтова “Маскарад” (1834-1836; под настоящим названием первая публикация – 1842; в рукописи – “Маскерад”). Своего героя Лермонтов наделил фамилией, которую носили и другие его персонажи. Герой юношеской драмы “Странный человек” (1831) – Владимир Арбенин, в отрывке “Я хочу вам рассказать” фигурирует Александр Арбенин. У героя “Маскарада” имя […]...
- Павел Власов – характеристика персонажа Произведение: Мать Власов Павел Михайлович – сын главной героини романа, потомственный рабочий, ставший профессиональным революционером. Прототипом персонажа послужил сормовский рабочий П. Заломов. В то же время судьба горь-ковского персонажа связана с символикой искупительной жертвы; поскольку в начале повести изображен резкий перелом в жизни П., который из обычного фабричного парня превращается в сознательного политического борца, допустимо […]...
- Феклуша – характеристика персонажа Произведение: Гроза Феклуша – странница. Странники, юродивые, блаженные – непременная примета купеческих домов – упоминаются Островским довольно часто, но всегда как внесценические персонажи. Наряду со странствовавшими по религиозным побуждениям (шли по обету поклониться святыням, собирали деньги на строительство и содержание храмов и т. п.) немало попадалось и просто праздных людей, живших за счет щедрот всегда […]...
- Вильгельм Телль – характеристика персонажа Произведение: Вильгельм Телль ВИЛЬГЕЛЬМ ТЕЛЛЬ (нем. Wilhelm Tell) – герой драмы Ф. Шиллера “Вильгельм Телль” (1804). При создании образа В. Т. автор использовал швейцарскую сагу об искусном стрелке из лука. С В. Т. связано предание об освобождении швейцарских кантонов от австрийского гнета. К образу В. Т. обращались поэты и драматурги не только в Германии, особенно […]...
- Вальтер Фабер – характеристика персонажа Произведение: Homo Фабер ВАЛЬТЕР ФАБЕР (Walter Faber) – герой романа М. Фриша “Homo Фабер” (1957), швейцарец, пятидесятилетний инженер, руководитель строительно-монтажных работ в Латинской Америке. Герой Фриша – гражданин мира, космополит, живущий то в Париже, то в Нью-Йорке, то в Лиме. В. Ф. считает, что “эпоха романтики давно кончилась”, его идеал – “homo faber”, “человек производящий”. […]...
- Бим – характеристика персонажа Произведение: Белый Бим Черное Ухо БИМ-шотландский сеттер с трагической судьбой. О Биме читатель узнает от автора повести и от одного из ее героев – хозяина собаки, литератора, записывающего иногда свои впечатления от жизни. Оба рассказчика вполне солидарны в своем трепетном отношении к живой природе, частью которой является Бим; оба, что называется, “русские интеллигенты” с присущей […]...
- Платон Кузьмич Ковалев – характеристика персонажа Произведение: Нос МАЙОР КОВАЛЕВ – герой повести Н. В. Гоголя “Нос” (1833-1836). Имя М. К. заключает в себе двойную семантику образа: с одной стороны, шаблонную и общераспространенную фамилию (укр. коваль – кузнец; ср. поговорку: “кузнец своего счастья”), с другой – имя и отчество (Платон Кузьмич), содержащее одновременно иронический намек на греческого философа Платона и пародийно […]...
- Бальзаминов – характеристика персонажа Произведение: Разное БАЛЬЗАМИНОВ – герой “картин из московской жизни” А. Н. Островского “Праздничный сон – до обеда” (1857), “Свои собаки грызутся, чужая не приставай” (1861), “За чем пойдешь, то и найдешь” (“Женитьба Бальзаминова”) (1861). В трилогии раскрывается забавный и нелепый внутренний мир Б. В его наивных и простодушных рассуждениях – целая жизненная философия “обиженных богом”, […]...
- Несчастливцев – характеристика персонажа Произведение: Лес Несчастливцев – центральный персонаж комедии А. Н. Островского “Лес” (1870). Геннадий Демьяныч Гурмыжский, оставшийся в пятнадцать лет сиротой, учившийся “на медные деньги”, оставляет дворянское общество и идет в актеры под псевдонимом Н. Превыше всего ценящий в артистах “страсть”, “чувство”, “огонь”, Н. и сам обладает “широкой душой”, которая, по словам его товарища по искусству […]...
- Ионыч – характеристика персонажа Произведение: Ионыч Ионыч (Старцев Дмитрий Ионыч) – сын дьячка, земский врач. Познакомившись с семьей Туркиных, он начинает часто бывать у них. С. увлекается дочерью Туркиных, Екатериной Ивановной, и объясняется ей в любви. Герой пребывает в романтических мечтах и возвышенных чувствах. Но получает твердый отказ. Первое время после этого И. пребывает в расстройстве. Но, когда Екатерина […]...
- Вазир-Мухтар – характеристика персонажа Произведение: Смерть Вазир-Мухтара ВАЗИР-МУХТАР – герой исторического романа Ю. Н. Тынянова “Смерть Вазир-Мухтара” (1927). Героем романа является реальное историческое лицо – Александр Сергеевич Грибоедов (1795-1829), создатель комедии “Горе от ума”, талантливый дипломат, полномочный представитель (на перс. яз.- вазир-мухтар) Российской империи, трагически погибший в Персии. В своем произведении Тынянов описывает последние одиннадцать месяцев жизни Грибоедова, на […]...
- Д-503 – характеристика персонажа Произведение: Мы Д-503 – герой романа Е. И. Замятина “Мы” (1920). Житель фантастического государства будущего, воплотившего технократическую утопию механизированного и тотально организованного общества, где “интегрированы” все связи и отношения между людьми, Д-503 (обитатели этого государства лишены собственных имен и существуют под “нумерами”) являет собой первое воплощение ставшего затем традиционным типа героя романа-дистопии (или антиутопии). Подобно […]...
- Нора – характеристика персонажа Произведение: Кукольный дом НОРА (норв. Nora) – героиня пьесы Х. Ибсена “Кукольный дом” (1879), молодая женщина, жена адвоката Торвальда Хельмера, мать троих детей. Завязка драмы происходит как бы в двух временных планах, в которых Н. живет. С одной стороны, она всегда помнит о своем давнем подвиге-проступке (подделке подписи умершего отца для спасения тяжело больного мужа). […]...
- Маргарита – характеристика персонажа Произведение: Мастер и Маргарита Главная героиня романа, возлюбленная Мастера. Ради любви готова на все. Она играет в романе очень важную роль. С помощью М Булгаков показал нам идеальный образ жены гения. До встречи с Мастером М была замужем, мужа не любила и была полностью несчастлива. Повстречав Мастера, поняла, что нашла свою судьбу. Она стала его […]...
- Рудин – характеристика персонажа Произведение: Рудин РУДИН – герой романа И. С. Тургенева “Рудин” (1856). В образе Р. Тургенев рассматривает историю так называемого “лишнего человека”. Р. подготовлен целым рядом героев предшествующих произведений Тургенева: Андрей Колосов (“Андрей Колосов”), Алексей (“Переписка”), Яков Пасынков (“Яков Пасынков”) и др. Но фигура Р. намного значительнее всех предыдущих образов. Тургенев неоднократно отмечает противоречивость своего героя: […]...
- Буэндиа – характеристика персонажа Произведение: Сто лет одиночества БУЭНДИА (исп. Buendia) – собирательный образ семейства Б. в шести поколениях, созданный колумбийским писателем Габриэлем Гарсиа Маркесом в романе “Сто лет одиночества” (1967). История рода трагических и смешных Б. в затерянном городке Макондо, который основали первые из них и с гибелью которого гибнут последние, является стержнем романа, относимого к жанру магического […]...
- Любим Торцов – характеристика персонажа Произведение: Бедность не порок ЛЮБИМ ТОРЦОВ – герой комедии А. Н. Островского “Бедность не порок” (1853, первонач. назв. “Гордым бог противится”). Духовный облик Л. Т. стал центром критико-публицистической полемики вокруг пьесы. Славянофилы расценили его появление как “новое слово” в искусстве, связанное с раскрытием национального идеала. Восклицание героя “Шире дорогу – Любим Торцов идет!” стало для […]...
- Аркадий Долгорукий – характеристика персонажа Произведение: Подросток АРКАДИЙ ДОЛГОРУКИЙ – герой романа Ф. М. Достоевского “Подросток” (1875), от лица которого ведется повествование. Незаконнорожденный сын помещика Версилова, получивший “княжескую” фамилию своего юридического отца Макара Долгорукого, бывшего дворового человека. А. Д. вырос вне семьи, “детские грустные годы” провел в частном пансионе, подвергаясь насмешкам и унижениям. Тогда он, по его собственным словам, “сознал, […]...
- Роберт Джордан – характеристика персонажа Произведение: По ком звонит колокол Роберт Джордан (англ. Robert Jordan) – герой романа Э. Хемингуэя “По ком звонит колокол” (1940). Р. Д. – это обобщенный образ лирико-биографической прозы Хемингуэя, итог развития образов Ника Адамса (“В наше время”, 1925), Джейка Барнса (“Фиеста” /”И восходит солнце”/ 1926) и Фредерика Генри (“Прощай, оружие!”, 1929). По происхождению и складу […]...
- Светлана – характеристика персонажа Произведение: Светлана Этот образ – попытка Жуковского создать идеальный русский характер, нарисовать “русскую душу”. Отличительные черты этого характера – чистота, кротость, покорность судьбе, верность, нежность и светлая грусть. Чтобы подчеркнуть “русскость” образа героини, Жуковский использует фольклорные (песенные и сказочные) мотивы. С. гадает у зеркала на Крещенье о своем возлюбленном. Появляется ее жених, который зовет С. […]...
- Скалозуб – характеристика персонажа Произведение: Горе от ума Скалозуб Сергей Сергеич – в его образе выведен “идеальный” московский жених – грубый, необразованный, не слишком сообразительный, но богатый и довольный собой. Фамусов прочит С. в мужья своей дочери, но та считает его “героем не своего романа”. В момент своего первого приезда в дом Фамусова С. рассказывает о себе. Он участвовал […]...
- Евгений – характеристика персонажа Произведение: Медный всадник Евгений. Изо всего, что сказано о Петре Великом нельзя составить его определенного облика: все расплывается во что-то громадное, ужасное, безмерное. Нет облика и у бедного Евгения, который теряется в серой, безликой массе ему подобных столичных граждан. Бедный Евгений, гражданин столичный, Каких встречаете вы тьму, От них нисколько не отличный Ни по лицу, […]...
- Коробочка – характеристика персонажа Произведение: Мертвые души Коробочка Настасья Петровна – вдова-помещица, вторая “продавщица” мертвых душ Чичикову. Главная черта ее характера – торговая деловитость. Каждый человек для К. – это только потенциальный покупатель. Внутренний мир К. отражает ее хозяйство. Все в нем аккуратно и крепко: и дом, и двор. Вот только везде полно мух. Эта деталь олицетворяет застывший, остановившейся […]...
- Квазимодо – характеристика персонажа Произведение: Собор Парижской Богоматери КВАЗИМОДО (фр. Quasimodo) – центральный персонаж романа В. Гюго “Собор Парижской богоматери”. Образ поразительной силы, яркий и мощный, одновременно отталкивающий и притягательный. Пожалуй, из всех персонажей романа именно К. более всего соответствует эстетическим идеалам романтизма: он как гигант-исполин возвышается над чередой довольно заурядных, поглощенных своими обыденными занятиями людей. Принято проводить параллели […]...
- Ольга Мещерская – характеристика персонажа Произведение: Легкое дыхание ОЛЬГА МЕЩЕРСКАЯ – героиня рассказа И. А. Бунина “Легкое дыхание” (1916). Рассказ основан на материале газетной хроники: офицер застрелил гимназистку. В этом достаточно нерядовом происшествии Бунин уловил образ абсолютно естественной и раскованной юной женщины, рано и легко вступившей в мир взрослых. О. М. – шестнадцатилетняя девушка, о которой автор пишет, что “она […]...
- Вернер – характеристика персонажа Произведение: Герой нашего времени Вернер – персонаж повести “Княжна Мери”; доктор, приятель Печорина. В. – своеобразная разновидность “печоринского” типа, существенная как для понимания всего романа, так и для оттенения образа Печорина. Подобно Печорину, В. – скептик, эгоист и “поэт”, изучивший “все живые струны сердца человеческого”. Он невысокого мнения о человечестве и людях своего времени, он […]...
- Монте-Кристо – характеристика персонажа Произведение: Граф Монте-Кристо МОНТЕ-КРИСТО (фр. Monte-Cristo) – герой романа А. Дюма-отца “Граф Монте-Кристо” (1845-1846); он же Эдмон Дантес. История реального прототипа М.-К. почерпнута автором из архивов парижской полиции. Сапожник Франсуа Пию, ставший жертвой жестокого розыгрыша, был заточен в замок Фенестрель. Там он ухаживал за другим узником, итальянским прелатом, завещавшим ему огромное состояние. Оказавшись на свободе, […]...
- Верочка – характеристика персонажа Произведение: Месяц в деревне ВЕРОЧКА – центральный персонаж комедии И. С. Тургенева “Месяц в деревне” (1848-1869, первонач. редакции под назв. “Студент”, “Две женщины”). В.- бедная семнадцатилетняя сирота, воспитанница в доме Натальи Петровны Ислаевой (Тургенев начинает тему бесприданницы, бедной невесты, важную в русской литературе). Судьба ее типична и драматична. Из рассказа В. мы узнаем, что она […]...
- Кармен – характеристика персонажа Произведение: Кармен КАРМЕН (фр. Carmen) – героиня новеллы П. Мериме “Кармен” (1845), молодая испанская цыганка. Образ К. формируется в сознании читателя в результате непростой процедуры “наложения” трех изображений героини. Существенно, что все трое повествователей – мужчины, каждый из которых по-своему участвует в “портретировании” К. Рассказчику-путешественнику, озабоченному этнографическими изысканиями, К. “является” на набережной Гвадалквивира. Юная цыганка […]...
- Молчалин – характеристика персонажа Произведение: Горе от ума Молчалин Алексей Степаныч – секретарь Фамусова, живущий в его доме, а также поклонник Софьи, в душе презирающий ее. М. переведен Фамусовым из Твери. Фамилия героя выражает его основную черту – “бессловесность”. Именно за это Фамусов сделал М. своим секретарем. Вообще герой, несмотря на свою молодость, является полноправным представителем “века минувшего”, так […]...
- Жадов – характеристика персонажа Произведение: Доходное место Жадов – герой комедии А. Н. Островского “Доходное место” (1856). Молодой человек, недавний выпускник университета, Ж. является к дядюшке, высокопоставленному чиновнику, пылким обличителем чиновничьих нравов. Нетерпимость Ж., его резкость и иепочтитель-ность возмущают дядюшку, поэтому он отказывает Ж. в “ваканции” и в родственной поддержке. Ж. пылко влюблен в недалекую, но чистую сердцем Полиньку. […]...
- Шен Те – характеристика персонажа Произведение: Добрый человек из Сезуана ШЕН ТЕ (нем. Schen Те) – героиня драмы Б. Брехта “Добрый человек из Сезуана” (1938-1942). Пьеса представляет собой ггритчу, драму-нравоучение с простой и четкой коллизией. Брехта в данном случае интересует, что такое добро в современном мире. Ш. Т.- добрая, любящая женщина, вынужденная зарабатывать себе на жизнь проституцией. Но счастье однажды […]...
- Яков Маякин – характеристика персонажа Произведение: Фома Гордеев Яков Маякин – крестный Фомы Гордеева, владелец канатного завода. “Умный старик. Он во всяком житейском деле изнанку видит. Он у нас – ристократ – от матушки Екатерины. Много о себе понимает” – отзывается о герое Игнат Гордеев. Это “опаленный жаром жизни” человек, умеющий ценить жизнь и наслаждаться ею. Внешность М. двойственна: он […]...
- Мерчуткина – характеристика персонажа Произведение: Юбилей МЕРЧУТКИНА – центральный персонаж “шутки в одном действии” А. П. Чехова “Юбилей” (1891), написанной по мотивам рассказа “Беззащитное существо” (1887), где героиня появляется под фамилией Щукина в лице “просительницы в допотопном салопе, очень похожей сзади на большого навозного жука”. Среди литературных предшественниц М. гоголевская “дубинноголовая” Коробочка (обеих примечательно зовут одним именем – Настасья: […]...
- Грушенька – характеристика персонажа Произведение: Братья Карамазовы ГРУШЕНЬКА – героиня романа Ф. М. Достоевского “Братья Карамазовы” (1878-1880). Прототипом образа послужила знакомая Достоевских Агриппина Ивановна Меньшова (в замужестве Тер), которую, как и героиню романа, обманул бросивший ее жених-поручик. Достоевские принимали участие в судьбе Меньшовой. Г. Светлова, как и все женщины у Достоевского, не имеет своей личной истории, составляя часть биографии […]...
- Нина Заречная – характеристика персонажа Произведение: Чайка Нина Заречная – героиня комедии А. П. Чехова “Чайка” (1896). Жизненный прототип – Л. С. Мизинова (по мужу Шенберг-Санина; учительница, певица, в 1901-1902 гг. актриса МХТ). Литературный прообраз – Катя, героиня повести А. П. Чехова “Скучная история”. Красота и сложность образа Н. Э. – в “реализме, отточенном до символов” (Вл. И. Неми-рович-Данченко). Ключевые […]...
- Алеша Карамазов – характеристика персонажа Произведение: Братья Карамазовы АЛЕША КАРАМАЗОВ – герой романа Ф. М. Достоевского “Братья Карамазовы” (1878-1880), третий сын Федора Павловича Карамазова, брат Ивана Карамазова, Дмитрия Карамазова и Смердякова. К моменту начала событий романа А. К. исполнилось двадцать лет. Это был “статный, краснощекий, со светлым взором, пышущий здоровьем подро сток. Он был в то время даже очень красив […]...