Женские образы в романе М. Шолохова «Тихий Дон»
В образах центральных героинь романа М. Шолохова «Тихий Дон» воплощено представление автора о судьбе русской женщины в бурном 20 веке. Их основное назначение в романе, главная художественная функция, на мой взгляд, провозгласить приоритет вечных нравственных ценностей над социальной и политической суетой, всем, что разъединяет людей на «красных» и «белых».
Главными выразительницами идеала мирной жизни выступают в романе женщины-матери. «Чисто побесились люди, — отчитывает Григория Ильинична. — Вам, окаянным, сладость
Блеснув на поздоровавшегося Григория желтыми белками, она вдруг злобно сказала: — И таких цветков ты, ваше благородие, на смерть водишь? На войне губишь?»
Невиданной мощью материнского чувства и женской мудрости награждает Шолохов Ильиничну.
Так и произошло. Григорий после смерти Натальи понял то, что издавна было известно его матери.
Как свидетельство редкостного умения Ильиничны поддерживать мир в семье, являются ее отношения с Пантелеем Прокофьевичем. Только она умела укрощать припадки его ярости, терпела его измены и рукоприкладство.
Ильинична мужественно перенесла смерть своего старшего сына, обеих снох, мужа. Никогда она не роптала на Бога, потому что была казацкой дочерью, казацкой женой и казацкой матерью. Свою судьбу эта героиня приняла как данность этого мира: «А я верю! Не может быть, чтобы лишилась я последнего сына».
Писатель восхищается этой старой мужественной женщиной, которая, с трудом добравшись до гумна, всматривается в сумерки степи и негромко зовет своего младшенького, зная, что он обязательно услышит.
Таким образом, образ матери Григория — Ильиничны играет важную роль в системе персонажей романа. Она воплощает идею материнства и единения всех людей. Ильинична не делит мир на «красных» и «белых».
Она способна на любовь и сострадание к самым разным людям, в том числе и к тем, кто причинил ей самую большую боль, — Аксинье, Кошевому.
Наталья Коршунова — жена Григория Мелехова. Она пришлась по сердцу семье героя, но не ему самому. Автор любуется молодостью Натальи, ее нравственной силой, гармонией внешнего и внутреннего.
Трагедия жизни этой героини заключается в том, что ее не любит Григорий, и он сам признается Наталье в этом. Брошенная Григорием, она возвращается к отцу, но и в своем доме, где была когда-то весела и счастлива, не находит покоя. Наталья идет назад, к Пантелею Прокофьевичу и Ильиничне, где будет дожидаться своего мужа.
На какое-то время Григорий вернется к ней, потому что знает, что Наталья — хранительница его дома, мать его детей.
Наталья беззаветно любит Григория и твердо знает, что так, как любит она, не любит никто. Неразделенная любовь к мужу и горькая обида на него толкает героиню на страшное. Сначала она проклинает отца своих детей, а затем избавляется от ожидаемого ребенка. Наталья умирает.
Страшным исходом завершается ее жизнь.
Для Натальи характерно такое же долготерпение, мудрое спокойствие хранительницы семейного очага, как и у Ильиничны, а также глубоко запрятанная способность к напряженным духовным переживаниям. О силе переживания Натальи, о ее гордости говорят не слова, а поступки: попытка самоубийства, нежелание иметь ребенка от нелюбящего мужа. На долю обеих, и Ильиничны, и Натальи, выпала драматичная семейная жизнь, но они сумели посвятить себя дому, детям.
В портрете Натальи уже включена история ее жизни: красота лица контрастирует с большими, раздавленными работой руками», смелый взгляд серых глаз — со смущенной и сдержанной улыбкой. Именно эти женщины оказались в самые переломные моменты опорой семьи и мира «тихого Дона».
Аксинья является почти полной противоположностью Наталье. Ее роднит с Григорием Мелеховым неуемность характера, неспособность удовлетвориться компромиссом, всепоглощающая любовь и жажда свободы.
Вся буйная страсть природы сконцентрировалась в характере этой женщины. Наталья воспитана в строгом уважении к норме жизни и ждет того же от других. Аксинья считает, что ее незадавшееся замужество снимает с нее всякую вину за нарушение норм и запретов.
Семь трудных лет жизни постепенно меняют Аксинью и характер ее любви к Григорию. К финалу романа эгоистическое желание устроить собственное счастье во что бы то ни стало уступает место «почти материнской» нежности к Григорию, готовности заменить мать его осиротевшим детям.
Довольно ярок и образ жены Петра Мелехова — Дарьи. Это распутная женщина, неряшливая, ленивая. Дарья не любит работать, но любит быть в центре внимания, нравится мужчинам: «Замужняя жизнь не изжелтила, не высушила ее, высокая, тонкая, гибкая в стане, как хворостинка, была она похожа на девушку. Вилась в походке, перебирая плечами; на окрики мужа посмеивалась; под тонкой каймой алых губ плотно просвечивали мелкие частые зубы».
Эта героиня остра на язык, бойка, своенравна.
Кажется, что в душе этой женщины нет никаких нравственных устроев: она запятнала себя даже кровавым преступлением. Недаром, когда Григорий увидел ее, в пьяном беспамятстве валяющуюся после убийства Котлярова, то еле подавил желание раздавить эту женщину, как ядовитую тварь.
На протяжении всего романа мы наблюдаем процесс нравственного распада Дарьи: После смерти Петра, подчеркивает Шолохов, Дарья «стала еще жаднее к жизни, еще внимательнее к своей наружности….». Она меняет мужчин, «как перчатки», даже Григорию строит глазки. В итоге Дарья оказывается жестоко наказанной на свой образ жизни — она заражается «дурной болезнью».
Героиня знает, что она будет медленно умирать, теряя свою красоту и молодость. Поэтому Дарья решается на страшный шаг — заканчивает жизнь самоубийством.
Женские образы в романе Шолохова «Тихий Дон» олицетворяют собой Россию — прекрасную, но обреченную на страдания. По мнению писателя, женщины — это хранительницы самобытной культуры казачества, хранительницы народной нравственности и животворящей силы Вселенной.