Замечательная «Повесть о Горе и Злочастии
Она дошла до нас в единственном списке первой половины XVIII в., но возникла, видимо, около половины XVII в. Начинается она буквально от Адама:
Изволением господа бога н спаса нашего Иисуса Христа вседержителя, от начала аека человеческаго… А в начале века сего тленнаго сотворил небо и землю, сотворил бог Адама и Евву, повелел им жити во святом раю, дал им заповедь божественну:
Не повелел вкушати плода винограднаго
От едемскаго древа великаго.
Адам с Евою нарушили заповедь божию, вкусили «плода винограднаго» и за это были изгнаны
Ко отцову учению зазорчино, к своей матери непокорливо и к советному другу обманчиво.
За все эти преступления человеческого рода господь разгневался и послал на него великие напасти и скорби, чтобы смирить людей и привести их на «спасенный путь».
Вслед за такой экспозицией начинается рассказ о самом герое повести — о безымянном молодце. Отец и мать стали учить его, наставлять на добрый путь и преподали ему традиционные нормы житейского поведения, при соблюдении
…Не ходи, чадо, в пиры и в братчины, не садися ты на место болшее, не пей, чадо, двух чар за едину! Еще, чадо, не давай очам воли,- не прелщайся, чадо, на добрых красных жен, отеческия дочери! Не ложися, чадо, в место заточное, не бойся мудра, бойся глупа, чтобы глупыя на тя не подумали да не сняли бы с тебя драгих порт…
И дальше в таком же роде, в стиле домостроевских наставлений, поучают молодца его родители. Но молодец относится легкомысленно к советам своих родителей и хочет жить своим разумом и по своей воле:
Молодец был в то время се мал и глуп, не в полном разуме и несовершен разумом,- своему отцу стыдно покоритися и матери поклонитися, а хотел жити, как ему любо.
Обзаведшись деньгами, обзавелся он друзьями и
Честь его, яко река, текла; друговя к молотцу прибивалися, в род-племя причиталися.
Среди этих друзей особенно полюбился ему один, объявивший себя его «названым братом» и зазвавший его на кабацкий двор. Там поднес ему он чару зелена вина и кружку пива пьяного и посоветовал лечь спать тут же, где он пил, положившись на своего названого брата, который сядет у его изголовья и будет его оберегать.
Легкомысленный и доверчивый молодец понадеялся на своего друга, упился без памяти и, где пил, тут и спать лег.
Проходит день, наступает вечер. Молодец пробуждается от сна и видит, что он догола раздет, покрыт лишь отрепьями, под буйную его голову положен кирпичик, а «милый друг» исчез. Нарядился молодец в оставленные ему лохмотья, посетовал на свое «житие великое» и на непостоянство своих друзей, решил, что стыдно ему появиться в таком виде к отцу, к матери, к своим родным и друзьям, и пошел он в чужую, дальнюю сторону, где сразу попал на пир.
Пирующие принимают его очень ласково, потому что ведет он себя «по писанному учению», и усаживают за дубовый стол — не в болшее место, не в меншее, садят ево в место среднее, где седят дети гостиные.
Но молодец сидит на пиру невесел. Присутствующие обращают на это внимание и спрашивают о причине его печали. Он откровенно говорит им о том, что наказан за «ослушание родительское», и просит научить его, как жить. «Люди добрые» принимают деятельное участие в судьбе молодца и, так же точно, как это делали раньше его родители, дают ему ряд душеспасительных практических советов, при помощи которых он вновь может стать на ноги:
…Не буди ты спесив на чужей стороне, покорися ты другу и недругу, поклонися стару и молоду, а чюжих ты дел не объявливай, а что слышишь или видишь, не сказывай…
Молодец внимательно слушает советы добрых людей, идет дальше, опять на чужую сторону, и начинает там жить «умеючи». Нажил он богатства больше прежнего и захотел жениться. Присмотрев себе невесту, он затевает пир, зовет гостей, и тут-то, «по божию попущению, а по действу диаволю», происходит у него та роковая ошибка, которая явилась причиной всех его дальнейших злоключений.
Он похвастался тем, что «наживал животов больше прежнего», «а всегда гнило слово похвальное». Хвастанье молодецкое подслушало Горе-Злочастие и говорит:
Не хвались ты, молодец, своим счастием, не хвастай своим богатеством, бывали люди у меня, Горя, и мудряя тебя и досужае, и я их, Горе, перемудрило: учинися им злочастие великое, до смерти со мною боролися, во злом злочастии позорилися не могли у меня, Горя, уехати, а сами они во гроб вселились…
Это первое смущение, которое внесло Горе-Злочастие в мысли молодца. Вслед за тем Горе является молодцу во сне и нашептывает ему злой совет — разрушить налаженную жизнь, отказаться от своей невесты, пропить все свое имущество и идти нагим и босым по широкому земному раздолью. Оно пугает молодца тем, что изведет его жена из-за золота и серебра, и прельщает его обещанием, что кабаком Горе избудется, за нагим оно не погонится, «а нагому, босому шумит разбой».
Молодец тому сну не поверил, и вот Горе-Злочастие является ему опять во сне в образе архангела Гавриила и рисует преимущества вольной жизни нагого-босого, которого и не бьют, и не мучают, и из раю не выгоняют. Этому сну молодец поверил, пропил свое имущество, скинул с себя платье гостиное, надел гуньку кабацкую и пошел путем-дорогою в незнаемые края. По дороге ему встречается река, за рекою — перевозчики, и они требуют от молодца плату за перевоз, а дать ему нечего.
Сидит молодец весь день до вечера у реки не евши и в отчаянии решает броситься в быструю реку, чтобы избавиться от своей тяжелой участи, но Горе — босое, нагое, лыком подпоясанное — выскакивает из-за камня и удерживает молодца. Оно напоминает ему о его непослушании родителям, требует, чтобы молодец покорился и поклонился ему, Горю, и тогда он будет перевезен через реку. Молодец так И поступает, становится весел и, идя по берегу, запевает песенку:
Беспечална мати меня породила, гребешком кудерцы розчесывала, драгими порты меня одеяла и отшед под ручку посмотрила: «хорошо ли мое чадо в драгих портах? А в драгих портах чаду и цены нет!»
Понравилась перевозчикам несня молодца, перевезли они его безденежно на другую сторону реки, накормили, напоили, одели в крестьянское платье и посоветовали вернуться с раскаянием к родителям. Направился молодец в свою сторону, но Горе еще сильнее преследует его:
Полетел молодец ясным соколом,- а Горе за ним белым кречатом; молодец полетел сизым голубем,- а Горе за ним серым ястребом; молодец пошел в поле серым волком, а Горе за ним з борзыми выжлецы…
Нет способа уйти от Горя-Злочастия, которое к тому же теперь научает молодца богато жить, убить и ограбить, чтобы его за то повесили или кинули с камнем в реку. Тут-то молодец вспоминает «спасенный путь» и идет постригаться в монастырь, а Горе остается у святых ворот и впредь к молодцу уже не привяжется.