В чем состоит значение образа Владимира Лен­ского в романе “Евгений Онегин”?

В чем состоит значение образа Владимира Лен­ского в романе “Евгений Онегин”? Как этот персонаж помогает понять главных героев произведения?

Судьба Владимира Ленского имеет для писателя са­мостоятельное значение. Прежде всего, его смерть на дуэли – кульминационное событие сюжета. Смерть Ленского была предсказана ранее, во сне Татьяны, и не раз вспоминается позже. Этот образ отдельными свои­ми сторонами как бы прилегает, повторяет, копирует центральную пару персонажей и автора.

С Онегиным Ленского сближает уже семантика фамилий,

имею­щих “северное”, “речное” звучание. Не случайно, что при всей разности жизненного опыта, характеров, воз­зрений все же “они сошлись”. С Татьяной же они по­хожи многим: возрастом, исконно русской семантикой имен, воспитаны на западных романтических литера­турных образцах, далеки от среды, в которой живут, мечтательны и странны, неопытны, отчего ошибаются в своем первоначальном выборе.

Не случайно же иску­шенный и умный Онегин заметил, что Татьяна гораздо больше подходит Ленскому, чем Ольга: “Я выбрал бы другую, / Когда бы был, как ты, поэт”. Наконец, Оне­гин сыграл в их судьбе сходную

роковую роль. Сначала он “убил” романтически настроенную Татьяну:

Блистая взорами, Евгений Стоит подобно грозной тени,

И, как огнем обожжена,

Остановилася она.

Затем – самого Поэта-романтика. И позже Татья­на говорит себе, что в Онегине она должна ненавидеть “убийцу брата своего”.

Автор рассуждает о двух вариантах будущего Лен­ского. При этом первым называется достойный, высо­кий путь: “Быть может, он для блага мира / Иль хоть для славы был рожден”. Разумеется, герой не был за­страхован и от иного.

Незавершенное в нем должно “доразвиться” в героях, оставшихся жить, и в авторе.

Онегину еще предстоит пройти через “убийственный выстрел”, теперь уже в него (“Стоит Евгений, / Как будто громом поражен, / В какую бурю ощущений / Теперь он сердцем погружен!”). Впрочем, следует понять, что Татья­на сурова вынужденно: слишком далеко заходит Онегин в покушении на непререкаемые для нее ценности и пра­вила (они же были и естественной основой натуры убито­го Ленского). Этот “выстрел”, следовательно, правильнее считать “самоубийственным”, спровоцированным самим героем.

И его задача – стать в духовном смысле тем, чем мог бы стать убитый им Ленский и чего по-своему достиг­ла Татьяна: она реализовала не пошлый вариант семей­ной жизни, а возвышенно одухотворенный, достойный уважения своей моральной высотой, общественно-значимый (“благо мира”), по мнению писателя.

Многообразны и связи Ленского с развивающимся образом автора. Упоминаемые в романе жанры, темы, настроения стихов Ленского близки тем, которые мож­но обнаружить в раннем творчестве самого Пушкина. Идеал красоты юного поэта не был вовсе и всегда чужд Пушкину, который, с иронией нарисовав портрет Оль­ги, замечает: “Я прежде сам его любил, / Но надоел он мне безмерно”.

Расставаясь с Ленским, поэт незаметно переходит к рассуждениям о своем творчестве, судьбе, говорит о пе­реходе к иным принципам творчества: “Лета к суровой прозе клонят, / Лета шалунью-рифму гонят”. Но при этом надеется сохранить то, чем так дороги ему Лен­ский, уходящая молодость, романтически окрашенная поэзия:

А ты, младое вдохновенье,

Волнуй мое воображенье,

Дремоту сердца оживляй,

В мой угол чаще прилетай,

Не дай остыть душе поэта,

Ожесточиться, очерстветь…


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

В чем состоит значение образа Владимира Лен­ского в романе “Евгений Онегин”?