В чем состоит значение образа Владимира Ленского в романе “Евгений Онегин”?
В чем состоит значение образа Владимира Ленского в романе “Евгений Онегин”? Как этот персонаж помогает понять главных героев произведения?
Судьба Владимира Ленского имеет для писателя самостоятельное значение. Прежде всего, его смерть на дуэли – кульминационное событие сюжета. Смерть Ленского была предсказана ранее, во сне Татьяны, и не раз вспоминается позже. Этот образ отдельными своими сторонами как бы прилегает, повторяет, копирует центральную пару персонажей и автора.
С Онегиным Ленского сближает уже семантика фамилий,
Не случайно же искушенный и умный Онегин заметил, что Татьяна гораздо больше подходит Ленскому, чем Ольга: “Я выбрал бы другую, / Когда бы был, как ты, поэт”. Наконец, Онегин сыграл в их судьбе сходную
Блистая взорами, Евгений Стоит подобно грозной тени,
И, как огнем обожжена,
Остановилася она.
Затем – самого Поэта-романтика. И позже Татьяна говорит себе, что в Онегине она должна ненавидеть “убийцу брата своего”.
Автор рассуждает о двух вариантах будущего Ленского. При этом первым называется достойный, высокий путь: “Быть может, он для блага мира / Иль хоть для славы был рожден”. Разумеется, герой не был застрахован и от иного.
Незавершенное в нем должно “доразвиться” в героях, оставшихся жить, и в авторе.
Онегину еще предстоит пройти через “убийственный выстрел”, теперь уже в него (“Стоит Евгений, / Как будто громом поражен, / В какую бурю ощущений / Теперь он сердцем погружен!”). Впрочем, следует понять, что Татьяна сурова вынужденно: слишком далеко заходит Онегин в покушении на непререкаемые для нее ценности и правила (они же были и естественной основой натуры убитого Ленского). Этот “выстрел”, следовательно, правильнее считать “самоубийственным”, спровоцированным самим героем.
И его задача – стать в духовном смысле тем, чем мог бы стать убитый им Ленский и чего по-своему достигла Татьяна: она реализовала не пошлый вариант семейной жизни, а возвышенно одухотворенный, достойный уважения своей моральной высотой, общественно-значимый (“благо мира”), по мнению писателя.
Многообразны и связи Ленского с развивающимся образом автора. Упоминаемые в романе жанры, темы, настроения стихов Ленского близки тем, которые можно обнаружить в раннем творчестве самого Пушкина. Идеал красоты юного поэта не был вовсе и всегда чужд Пушкину, который, с иронией нарисовав портрет Ольги, замечает: “Я прежде сам его любил, / Но надоел он мне безмерно”.
Расставаясь с Ленским, поэт незаметно переходит к рассуждениям о своем творчестве, судьбе, говорит о переходе к иным принципам творчества: “Лета к суровой прозе клонят, / Лета шалунью-рифму гонят”. Но при этом надеется сохранить то, чем так дороги ему Ленский, уходящая молодость, романтически окрашенная поэзия:
А ты, младое вдохновенье,
Волнуй мое воображенье,
Дремоту сердца оживляй,
В мой угол чаще прилетай,
Не дай остыть душе поэта,
Ожесточиться, очерстветь…