В чем состоит трагедия жизни Обломова?

Роман И. А. Гончарова “Обломов” был напечатан в 1859 году в журнале “Отечественные записки”. Писатель работал над романом в период оживления общественной жизни, связанного с подготовкой к реформе об отмене крепостного права в России. В своем произведении Гончаров критикует основы крепостничества и раскрывает тему духовного оскудения и деградации поместного дворянства.

В центре романа “Обломов” – сложный и противоречивый образ помещика Ильи Ильича Обломова. На его характер и мышление повлияла та среда, в которой он воспитывался и прожил детство.

С малых лет герою привили черты, в дальнем получившие название “обломовщина”. Маленький Илюша рос баловнем, совершенно не приспособленным к самостоятельной жизни. Он привык, что все делается за него, а его удел – “праздность и покой”. В Илюше последовательно подавлялись любые попытки деятельности.

Неподвижность жизни, дрема, замкнутый образ жизни – это не только признак существования героя, но и суть жизни в Обломовке, которая отделена от всего мира: “Ни сильные страсти, ни отважные предприятия не волновали обломовцев”. Бездеятельность и отсутствие жизненных целей – вот что характеризует быт Обломовки.

Однако характер Илюши формирует не только барство. Жизнь в Обломовке по-своему полна и гармонична: это русская природа, любовь и ласка матери, русское хлебосольство, краски праздников. Эти впечатления детства являются для Обломова идеалом, с высоты которого он и судит жизнь.

Поэтому герой не принимает “петербургскую жизнь”: его не привлекают ни карьера, ни желание разбогатеть.

До пятнадцати лет Илья учился очень неохотно в пансионе. Изучение наук и чтение книг утомляли его. После пансиона он “проследил курс наук до конца” в Москве. В Петербург Обломов приехал с целью преуспеть на государственной службе и устроить семейную жизнь.

Илья Ильич прослужил кое-как два года и покинул службу. Для него это было ненужным и не имеющим смысла бременем.

Бросив службу, отгородившись от общества, Обломов предался мечтам. Теперь “его почти ничего не влекло из дома, и он с каждым днем все крепче и постояннее водворялся в своей квартире”. Постепенно умирали в Обломове духовные потребности, становились бесплодными гуманные порывы, превращались в сонное бормотание здравые суждения.

Герой постепенно погружался в полную умственную пассивность и апатию. Гончаров пишет: “Обломов… не мог осмыслить свою жизнь и поэтому тяготился и скучал от всего, что ему приходилось делать”.

Он решил, что лучше оставаться “обломовцем”, но сохранить в себе человечность и доброту сердца, чем быть суетным карьеристом, черствым и бессердечным. О петербургской жизни Илья Ильич говорит: “Все время беготня взапуски, вечная игра дрянных страстишек, особенно жадности, перебиванья друг у друга дороги, сплетни, пересуды, щелчки друг другу, это оглядыванье с ног до головы; послушаешь, о чем говорят, так голова закружится, одуреешь”.

Таким образом, Обломов был добрым, кротким, умным человеком, получившим хорошее образование. В молодости он был полон прогрессивных идей и желания служить России. Его друг детства Андрей Штольц так характеризует Обломова: “Это – хрустальная, прозрачная душа”.

Однако положительные черты характера Ильи Ильича вытесняются такими качествами, как безволие и лень. Жизнь с ее заботами и волнениями, постоянным трудом страшит героя, и он хочет отсидеться в тихой квартире.

В квартире на Гороховой улице Обломов лежит на диване не только потому, что как барин может ничего не делать, но и потому, что он не хочет жить в ущерб своему нравственному достоинству. Герой радуется, что он “не мыкается, а лежит вот тут, сохраняя свое человеческое достоинство и свой покой!”.

Лень Обломова и его бездеятельность вызваны его отрицательным отношением к жизни и интересам современных герою людей. В этом и состоит трагедия жизни Обломова. Иногда Илье Ильичу хочется отбросить “обломовские” привычки. Он порывается к делу, но эти желания быстро гаснут.

И перед нами снова зевающий от скуки и лежащий на диване лежебока. Апатия и лень гасят все его благородные порывы.

Таким образом, Гончаров изображает борьбу хороших задатков в Обломове с барскими привычками и ленью. Герой не стремится изменить свою жизнь. Он ценит больше всего покой, не имея сил и желания бороться.

Он отступает перед жизненными проблемами и трудностями.

Однако Илья Ильич стыдится собственного барства, как личность возвышаясь над ним. Его мучает вопрос: ” Отчего я такой?” Когда Штольц пытается пробудить в Обломове желания жить и трудиться, упрекая его за паралич ума и воли, Илья Ильич признается: “Все знаю, все понимаю, но силы воли нет”. Герой живет по принципу: “А хорошо бы если бы это само собой как-нибудь незаметно сделалось”.

Любовь к Ольге Ильинской на время преображает Обломова. Вот как описывается герой в состоянии влюбленности: “Туманное, сонное лицо мгновенно преобразилось, глаза открылись, заиграли краски на щеках; задвигались мысли, в глазах сверкнули желание и воля”. Но боязнь потерять покой заставляет Обломова отказаться от любви к Ольге. “Обломовщина” оказывается даже сильнее любви.

Вот истинная трагедия!

В дальнейшем Илья Ильич находит свой “идеал” в сердечной любви Агафьи Матвеевны Пшеницыной, которая ничего от него не требует, во всем потакая ему. В ее доме “его окружали теперь такие простые, добрые, любящие лица, которые согласились своим существованием подпереть его жизнь, помогать ему не замечать, не чувствовать ее”. Исчезнувший мир детства, Обломовка появляется опять.

Еда и отдых – вот все занятия Ильи Ильича.

Достоинство Обломова заключается в том, что он сам осуждал себя и сознавал неизбежную духовную гибель. Ольга в тоске спрашивает его: “Что сгубило тебя, Илья? Нет имени этому аду…” Илья Ильич отвечал ей: “Есть – обломовщина!” Обломов страдает от того, что не видит цели в жизни и не находит приложения своим силам.

В романе “Обломов” Гончаров раскрывает трагедию главного персонажа, показывая, какое губительное действие на душевный и облик и характер человека оказывает паразитическая, бездеятельная жизнь.

Писатель показал путь Обломова к осознанию своей никчемности, несостоятельности, а в конечно итоге – к распаду личности. Разрушению сущности человеческой натуры.

Итак, героя романа погубила “обломовщина”. Это явление не индивидуальная особенность Обломова, а, по выражению Добролюбова, “оно служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни”. Критик заключает: “В каждом из нас сидит значительная часть Обломова, и еще рано писать нам надгробное слово”.



В чем состоит трагедия жизни Обломова?