Трагическая философия поэмы Сергея Есенина

Поэма Сергея Есенина «Черный человек» предельно остро выражает все то, что мучило его на протяжении многих лет — душевное противоречие, невозможность примириться с самим собой, понять себя. Его поэма является итогом всего его творчества, она создавалась автором на протяжении нескольких лет. Поэт В. Наседкин, муж сестры Есенина, писал: «над «Черным человеком» Есенин работал два года. Эта жуткая исповедь

Требовала от него колоссального напряжения и самонаблюдения. Я дважды

Заставал его пьяным в цилиндре и с тростью перед

большим зеркалом с

Непередаваемой нечеловеческой усмешкой, разговаривавшим со своим двойником

— отражением или молча наблюдавшим за собою и как бы прислушивающимся к

Самому себе»

Таким образом, в поэме «Черный человек» предельно и наиболее четко

Обозначен феномен двойничества. Эта поэма как бы подводит итог всему

Творческому пути Есенина. Двойник, мучивший Есенина всю его жизнь, и так

Или иначе проявляющийся во многих его произведениях, в поэме «Черный

Человек» материализуется, предстает перед поэтом во плоти. Есенин открыто

Признается самому себе и всему миру

в своем раздвоении, ибо его двойник

Настолько тяготит его, что он уже не может с ним справится.

Таким образом, рассматрев творчество С. Есенина, мы проследили

Эволюцию мотива двойничества, являющего для него основным.

Итак, во второй главе данной работы мы остановились непосредственно на

Рассмотрении феномена двойничества в культурном сознании Серебряного века.

Мы выяснили, что феномен двойничества, изначально свойственный русской

Культуре и проявляющийся в ее бинарности, более всего обостряется на рубеже

XIX-XX веков. Это связано с общей неустойчивостью, нестабильностью данного

Периода культурно — исторического развития, что в свою очередь порождает

Утрату внутренней целостности личности.

Феномен двойничества в культуре Серебряного века является одним из

Аспектов культурного сознания эпохи.

Нужно сказать, что проследив эволюцию мотива двойничества в творчестве

Сергея Есенина, мы на конкретном примере подтвердили тот факт, что феномен

Двойничества в культуре Серебряного века необычно актуализируется и

Является основополагающим для мировоззрения данной эпохи.

Художественное сознание Есенина, раздваивается, внутренний мир его

Произведений разрушается. Это связано с тем, что для его мироощущения

Характерно чувство утраты связей с жизнью, потери нравственных ориентиров.

Его утопическая идея воплотить жизнетворчество, прийти к некоему идеалу, —

К гармонии мира, рухнула, и Есенин остался ни с чем. Вся его жизнь

Заключалась лишь в его творчестве, кроме его стихов у поэта в этой жизни не

Было больше никаких «причалов», и поэтому, когда Есенин осознает, что

Использует свой талант в холостую, бесполезно, это неизбежно, приводить к

Его гибели.

Творчество С. Есенина, полное трагизма, характеризуется раздвоением

Его личностного сознания, отчуждением от своей сущности, и это связано,

Прежде всего, с кризисным сознанием самой эпохи.


Трагическая философия поэмы Сергея Есенина