ТОРЖЕСТВО ДОБРА, СВЕТА И СВОБОДЫ В ПОЭЗИИ А. БЛОКА

ТОРЖЕСТВО ДОБРА, СВЕТА И СВОБОДЫ В ПОЭЗИИ А. БЛОКА

Простим угрюмство — разве это

Сокрытый двигатель его?

Он весь — дитя добра и света,

Он весь — свободы торжество.

А. А. Блок

Вряд ли найдется на земле человек, способный остаться равнодушным к поэзии А. Блока. Чем привлекают его стихи? Что заставляет взволнованно биться сердца миллионов читателей? Возможно, каждый находит в них что-то свое, близкое и родное его душе.

Всех нас восхищает уникальная способность автора в то нелегкое время, в которое ему довелось жить

и творить, сохранять неиссякаемый оптимизм, веру в светлое будущее для людей, для страны, для всего мира.

Менялись времена, уходил в прошлое старый строй, возникал — в трудностях, сомнениях, борьбе — новый.

Менялся с годами и поэтический стиль Блока, претерпевали изменения его настроения, взгляды, убеждения. На своем творческом пути он прошел от мистико-религиозных мотивов, от романтических мечтаний, уводивших в «миры иные», от неудовлетворенности действительностью до полного сближения с настоящей жизнью, до реального освещения исторических событий, твердой веры в силы народа и великое будущее

своей страны. Не случайно поэт В. Маяковский говорил, что «творчество Александра Блока — целая поэтическая эпоха».

Да, в реальном мире поэту нередко приходилось встречаться с грубостью, жестокостью, нищетой и несправедливостью. И его сердце всегда противилось этому. Он видел, как страдает его любимый народ, и всеми способами стремился найти пути выхода из подобного тяжелого положения.

Уже в первой своей книге «Стихи о Прекрасной Даме» Блок противопоставляет реальной жизни картины потустороннего бытия. И уже в этих стихах чувствуется трепетное ожидание грядущего преображения мира. Со временем поэту все больше и полнее открывается «страшный мир» реальной действительности с его несправедливостью, притеснениями, страданиями простых людей.

И в его душе растет протест против этого мира.

Темные картины народной жизни не ввергают Блока в отчаяние. Наоборот, он стремится открыть глаза людям, поднять их на борьбу, потому что сам твердо верит, что светлое и счастливое будущее для его страны уже не за горами. Поэт открыто выражает свое презрение и негодование в адрес сытой буржуазии. Но он торжественно и радостно заявляет, что

…опрокинуто корыто,

Встревожен их прогнивший хлев!

И все увереннее и смелее стихотворения поэта дышат «ночным дыханием свободы».

Александр Блок не совсем понимал революцию, не всегда разделял убеждения революционеров. В одном только он был твердо уверен — в необходимости подобных перемен, в силе народа, в его способности добиться для себя и своей страны светлого, свободного будущего. И потому в своих стихах он решительно призывал эту силу, сметающую с Русской земли «преступный строй» и «разлагающееся буржуазное общество».

Эй, встал и загорись, и жги!

Эй, подними свой верный молот,

Чтоб молнией живой расколот

Был мрак, где не видать ни зги! —

Восклицает поэт, обращаясь к народу.

Блок был твердо убежден в том, что только народ может смести все уродливое, злое, прогнившее, что мешает утверждению на земле прекрасного, доброго, светлого.

Всегда оставаясь душой с народом, поэт выражал в своих стихах веру в неистребимые силы России, которые поведут ее вперед к светлому будущему, помогут преодолеть все трудности, все испытания, пройти через «вечный бой», через «кровь и пыль», чтобы победить, стать свободной и счастливой.

В цикле «Ямбы» особенно ярко звучат революционные настроения автора. Он убежден, что ушло в прошлое время пассивности, примиренчества, жалости к себе.

Да. Так диктует вдохновенье.

Моя свободная мечта

Все льнет туда, где униженье,

Где грязь, и мрак, и нищета.

Устремление к социальным низам является результатом полного неприятия поэтом устоев общества зла и насилия. Он мечтает о том времени, когда его народ наконец-то вздохнет полной грудью:

Народ — венец земного цвета,

Краса и радость всем цветам:

Не миновать господня лета,

Благоприятного — и нам.

Обращаясь мысленно к будущему, Блок утверждает веру в него:

Я верю: новый век взойдет

Средь всех несчастных поколений.

Недаром славит каждый род

Смертельно оскорбленный гений…

…Пусть день далек — у нас все те ж

Заветы юношам и девам:

Презренье созревает гневом,

А зрелость гнева есть мятеж.

В прекрасных, светлых поэтических образах, в ярких, радостных красках воссоздает поэт могучую поступь новой эпохи. Особенно страстно утверждение нового мира прозвучало в его поэме «Двенадцать», где автор сравнивает революцию с мировым пожаром («Мы на радость всем буржуям мировой пожар раздуем»). В этом пожаре, как в очистительном огне, гибнет ненавистный мир буржуазии и встает мир обновленный, светлый, свободный. Время старого мира — мира унижения, порабощения, несправедливости и зла уходит безвозвратно:

Стоит буржуй, как пес голодный,

Стоит безмолвный, как вопрос.

И старый мир, как пес безродный,

Стоит за ним, поджавши хвост.

Александр Блок искренне верил в то, что с гибелью этого мира для людей наступит совершенно новая жизнь, полная радужных надежд, вдохновенного труда на благо своей родины, полная счастья и свободы для всего русского народа. «Хочу действенности, — пишет он, — чувствую, что близится опять огонь, что жизнь не ждет… Старое рушится… Какое важное время!

Великое время! Радостно».

Поэт верил в неисчерпаемые возможности человека, в стремление человека к совершенству и в способность достичь этого совершенства. «Мы пришли не тосковать и не отдыхать, — говорил он. — Человек есть будущее… пока есть в нас кровь и юность, — будем верны будущему».

В творчестве Александра Блока часто видят трагические настроения, недовольство тяжелым положением народа.

В его стихах отмечают мрачные картины жизни русского человека, его боль и страдания, тьму и безысходность. И действительно, наблюдая вокруг себя зло, насилие, несправедливость, поэт не мог не выразить этого в своих произведениях, не мог не высказать своего негодования, возмущения, боли. Он не уходил от жизни, не стремился скрыться от невзгод в выдуманной красоте «соловьиных садов».

Он жил этой жизнью, он всем сердцем был со своим народом. Но он верил в то, что время великих перемен уже близко, что люди перестанут страдать и для них загорится свет добра и свободы.

В правдивых красках изображая «страшный мир», автор не перестает искать выход из этого мира. Ведь только выиграв битву между светом и тьмой в своей душе, поэт, каждый человек, страна, весь мир в целом обретут гармонию добра, красоты, истины.

И А. Блок постоянно утверждает скорое обретение этой гармонии, а путь для ее достижения видит в постоянном движении вперед, в действии, в жизни:

О, я хочу безумно жить:

Все сущее — увековечить,

Безличное — вочеловечитъ,

Несбывшееся — воплотить!

Значительность происходящих событий, величие всей исторической эпохи налагали на поэта особую ответственность. «Только о великом стоит думать, — говорил А. Блок, — только большие задания должен ставить себе писатель; ставить смело, не смущаясь своими личными малыми силами». И нам он завещал не только «неясные порывы», но и огромную, несгибаемую «волю к подвигу», «волю к жизни». Из эстетской замкнутости на свежий воздух общественной жизни, гражданских устремлений — таков творческий путь великого поэта.

Его творчество было исполнено стремления к жизненной правде, к новым художественным принципам, выражающим ритм революционного века. Блоку посчастливилось дожить до краха того «страшного мира», которому он всю жизнь посылал проклятия, приняв в «пантеон своей души» новую жизнь и успев сказать свое вдохновенное, прекрасное поэтическое слово. И ничего, что часто душил «жизни сон тяжелый», ничего, что иногда «задыхался» он в мире этого сна.

Но поэт знал, что жизнь его прожита не зря, если звучит в его произведениях вера в торжество добра, света, свободы.


ТОРЖЕСТВО ДОБРА, СВЕТА И СВОБОДЫ В ПОЭЗИИ А. БЛОКА