Романтика и трагедия революционных лет в поэзии Блока

С 1910 г. Блок работал над поэмой “Возмездие”, в которой поднял проблему отношений народа и интеллигенции, однако не закончил ее: стремясь к слиянию народом, поэт не смог принять “хищного лица зверя”, жаждущего крови. В 1907-1916 годах был создан цикл стихов “Семья”, где осмысливаются пути развития России. Образ отчизны возникает то привлекательно-сказочным, наполненным волшебной силой, то ужасно-кровавым, вызывая тревогу за будущее.

В 1916 г. Блока мобилизовали в армию, служил поэт под Пинском на строительстве дорог и военных укреплений.

В это время почти не писал. После Февральской революции 1917 г. приехал в Петроград, где работал редактором в Чрезвычайной следственной комиссии по расследованию преступлений царского правительства.

Он надеялся на демократические изменения в обществе, но этого не произошло, и духовный подъем сменился глубоким разочарованием. Поэма “Двенадцать” (“Двенадцать”, 1918), в которой соединились надежда и пессимизм, романтика и трагедия, отобразила настроения революционных лет. Поэт выступил как пророк, который хотел предупредить о опасном ходе событий:

Гуляет ветер, метет снег. Идут двенадцать

человек. Винтовок черные ремни, Кругом – огни, огни, огни… В зубах цигарка, примят картуз, На спину надо бубновый туз.

Свобода, свобода, Эх, Эх, без креста! Тра-та-та!

Он сознавал, что движение истории нельзя остановить, большевики “железной рукой” принялись изменять мир, тем не менее вместе с тем нельзя было забывать о духовных идеалах, милосердии, поэтому впереди двенадцати апостолов “нового дела” появляется символический образ Иисуса Христа. Поэма построена на контрастах (звуков, цветов, стилей, образов, символов), которые отображают реальные разногласия действительности. В стихотворении “Скифы” (1918) революция сравнивается с монгольским нашествием.

Эпиграфом к стихотворению стали слова В. Соловьева относительно его идеи о панмонголизме. Согласно этой теории, в XX ст. Россия, как и во времена Батыя, оставалась барьером между Западом и Востоком.

Блок развил идею В. Соловьева, задумываясь над сущностью исторического назначения его родины. В символической форме Блок воссоздает русский дух – величественный и дикий, веселый и жестокий, широкий и вместе с тем духовно ограниченный. Поэт показывает разногласия национального характера и отечественной истории.

С одной стороны, его привлекает стремление все перестроить, объединить Запад и Восток на основе глобального преобразования, а с другой – он глубоко встревожен судьбой России и всего человечества, которые попали в “лапы” диких варваров.

Следующие годы в жизни Блока были обозначены глубоким духовным кризисом. Напряженные отношения с матерью и женой, драматизм гражданской войны, голод в Петрограде, тяжелая болезнь легких – все это приостановило его творческую работу. Врачи советовали поэту выехать за границу на лечение, но правительство большевиков не дало разрешение на выезд. 7 августа 1921 г. Блок умер.

Творчество Блока еще при его жизни было хорошо известно в Украине. В 1907 г. по приглашению журнала “В мире искусств” Блок посетил Киев, где выступил на литературном вечере в оперном театре. На украинском языке его произведения публиковались в периодических изданиях и выходили отдельными книгами: поэма “Двенадцать” – в Одессе (1918), Харькове и Севастополе (1921), Львове (1922).


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Романтика и трагедия революционных лет в поэзии Блока