Судьбу не выбирают (СОЧИНЕНИЕ-ЭССЕ О ПРОБЛЕМЕ НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА)
(СОЧИНЕНИЕ-ЭССЕ О ПРОБЛЕМЕ НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА)
Когда мы говорим о судьбе, то понимаем под ней жизненный путь человека. А между тем судьба — это не совсем жизнь. Заглянув в любой словарь русского языка, мы узнаем, что судьба — это стечение обстоятельств, которые не зависят от воли человека.
Другими словами, это ход жизненных событий, над которыми человек не властен.
Мне вспоминается один из школьных уроков по отечественной истории, на котором рассматривались источники по ранней истории славян. Так вот, в одном из них автор
Одним из таких примеров является настоящая жизнь Валентина Дикуля. По моему глубокому убеждению, этот человек совершил в своей жизни настоящий подвиг. В молодости В. Дикуль был цирковым гимнастом. Но однажды во время тренировки он упал с большой высоты и повредил себе позвоночник.
После тщательного осмотра травмы врачи вынесли свой неутешительный вердикт: постельный
Но В. Дикуль не собирался просто так сдаваться. Почувствовав небольшое улучшение, он принялся заниматься физическими упражнениями. Бывший гимнаст даже разработал свою систему специальных упражнений. Долгие изнурительные занятия, иногда с превозмоганием жуткой боли, спустя время дали свои положительные результаты:
В. Дикуль не только встал с больничной койки, но и вышел на арену цирка. Только теперь не в качестве воздушного гимнаста, а в качестве силового гимнаста. Тот, кому приходилось бывать на выступлениях В. Дикуля, знает, какими тяжелыми металлическими шарами он жонглирует.
Почему я считаю жизнь В. Дикуля настоящей? Потому что этот человек сумел преодолеть не только свою судьбу. Своим примером он помог многим другим людям, оказавшимся в подобных же ситуациях, найти в себе силы, не опускать рук и не сдаваться. Долгое время он руководит школой оздоровительной гимнастики для людей, перенесших тяжелые травмы спины.
А еще В. Дикуль написал книгу, в которой рассказал о себе, о своей системе реабилитирующей гимнастики.
Когда я читал книгу о В. Дикуле, я невольно вспоминал и сравнивал его историю с историей другого настоящего человека — А. Маресьева. Несмотря на разницу тех самых обстоятельств, что называются судьбой, разницу во времени и месте тех событий, которые с ними произошли, я все равно вижу в них много общего. Они оба, как наши далекие предки, отказались признать всякую власть судьбы над собой — власть обстоятельств, не зависящих от них, но в схватке с которыми они вышли настоящими победителями.
Таким же мне представляется Андрей Соколов — главный герой рассказа М. Шолохова «Судьба человека». В этом образе воплотились все лучшие черты русского характера: стойкость, терпение, скромность, чувство человеческого и национального достоинства, великая отзывчивость на чужую беду.
Рассказ о прошлом героя сдержан и спокоен. Он напоминает исповедь. С детства Андрей Соколов узнал «почем фунт лиха».
В Гражданскую войну сражался против врагов Советской власти, затем строил социализм, работал плотником, слесарем, шофером, создал семью, где все любили друг друга. Но снова пришла беда — война. Она сломала все надежды и мечты. И сорокалетний Соколов уходит на фронт.
Потому что так надо. Потому что так Испокон веков поступали все русские мужики.
Уже в первых боях герой испил полную чашу несчастья: дважды был ранен, затем контужен, а затем попал в плен. Соколов испытал нечеловеческие физические и душевные муки, тяготы, лишения и терзания. Но он выстоял и не сломался.
Огромная душевная сила и выдержка героя раскрываются в его нравственном поединке с фашистским офицером Мюллером. Изможденный, обессилевший узник с таким мужеством и выдержкой смотрит в глаза смерти, что это поражает потерявшего человеческий облик коменданта концлагеря. Затем был опасный побег через линию фронта навстречу наступающей Красной Армии, опять бои в качестве простого солдата.
Но судьба преподносит новые испытания. Соколов узнает, что фашистская бомба разрушила родной дом, в котором погибли жена и дочь. И тут же встреча — у свежей могилы сына, погибшего в последние дни войны.
Казалось бы, все кончено, жизнь должна была потерять для Соколова всякий смысл и значение. Но он, как многострадальный библейский Иов, встает в полный рост и распрямляет плечи. И судьба проявляет милость, преподносит герою своего рода утешительный подарок — приемного сына Ванюшу — мальчишку со «светлыми, как небушко, глазами».
Выбор сделан, вновь обретен смысл жизни, побеждено горе, торжествует жизнь.