Сологуб Ф. К. — представитель старшего поколения символистов
Представителем старшего поколения символистов был Ф. К. Сологуб, сын портного и крестьянки. Пройдя сложный жизненный путь, испытав все превратности судьбы, Ф. Сологуб предпочитал одиночество. Поэт стремится уйти от реальности в мир творимой им самим легенды, серая обыденность тяготит художника. Наиболее полное представление о поэзии Ф. К. Сологуба дает сборник «Пламенный круг» , в котором собраны лучшие стихотворения из семи предыдущих книг поэта и также ранее не публиковавшиеся.
Высоко ценя поэзию Ф. Сологуба, А. А. Блок писал: «Предмет
Тружусь, как раб, а для свободы
Зову я ночь, покой и тьму.
Ведущими образами сологубовской поэзии становятся символы ночи, покоя, тьмы, которые заклинает и призывает поэт. Особую значимость имеет образ-символ смерти:
Смерть шатается на свете
И
Уплетенной туго сетью
Возле каждой головы.
Символист воспевает смерть как освободительницу от чар пошлости, обыденности. Гнусной действительности он противопоставляет созданную легенду, стараясь уйти от нелепой и дикой жизни:
Кто-то зовет в тишине:
«Брат мой, приблизься ко мне!
Легче вдвоем,
Если не сможешь идти,
Вместе умрем на пути,
Вместе умрем!»
Пытаясь освободиться «от оков повседневности», поэт создает образ-символ «земли Ойле», где «в сиянье ясного Майра, все цветет, все радостно поет». Ф. К. Сологуб пишет стихотворения в доступной для читателя форме, не экспериментируя ни с рифмой, ни с размером, предпочитая четкую лирическую композицию. Само поэтическое слово, считал Ф. Сологуб, «средство убеждения и очарования». Свое предназначение поэт видит в вознаграждении после смерти, когда творец будет прощен и попадет в рай, так как его голос «вольется благовонным дымом в благоуханье райских трав»:
Когда меня у входа в Парадиз
Суровый Петр, гремя ключами, спросит:
«Что сделал ты?» — меня он вниз
Железным посохом не сбросит.
Скажу: «Слагал романы и стихи,
И утешал, но и вводил в соблазны,
И вообще мои грехи,
Апостол Петр, многообразны.
Но я — поэт». И улыбнется он,
И разорвет грехов рукописанье,
И смело в рай войду, прощен,
Внимать святое ликованье.
По свидетельству критиков, поэзия Ф. Сологуба не эволюционирует, оставаясь неизменной на протяжении всего творческого пути. Свою жизнь, которая кончилась 5 декабря 1927 года, Сологуб считал не первой и не последней. Она представлялась ему в нескончаемой цепи преображений.
Меняются обличья, но неизменное Я всегда сохраняется: «Ибо все и во всем — Я, и только Я, нет иного, и не было, и не будет».
- Представитель старшего поколения символистов Ф. К. Сологуб Представителем старшего поколения символистов был Ф. К. Сологуб (псевдоним Федора Кузьмича Тетерникова) (1863- 1927), сын портного и крестьянки. Пройдя сложный жизненный путь, испытав все превратности судьбы (ранняя смерть отца, тяжелые будни сельского учителя, самоубийство жены, безответная любовь к молодой женщине уже в зрелые годы), Ф. Сологуб предпочитал одиночество. Поэт стремится уйти от реальности в мир […]...
- Биография Сологуб Федор Кузьмич (1863 — 1927) Сологуб (настоящая фамилия — Тетерников) Федор Кузьмич (1863 — 1927), прозаик, поэт. Родился 17 февраля (1 марта н. с.) в Петербурге в бедной семье (отец — портной, бывший крепостной, мать — крестьянка). В четыре года потерял отца, мать стала работать прислугой в доме одной петербургской чиновницы. Учился в приходской школе, затем в […]...
- Сологуб Федор Кузьмич Родился 17 февраля (1 марта н. с.) в Петербурге в бедной семье (отец — портной, бывший крепостной, мать — крестьянка). В четыре года потерял отца, мать стала работать прислугой в доме одной петербургской чиновницы. Учился в приходской школе, затем в уездном училище, закончил образование в Петербургском учительском институте (1882). В 1882 — 92 был учителем […]...
- Художественные особенности поэзии поэтов-символистов XX века Символизм как художественное течение возник в русской литературе в конце XIX — в начале XX века. Основы эстетики символизма положили начало французские поэты конца 70-х годов прошлого века П. Верлен, А. Рембо и другие. Поэтический символ считается более действенным художественным средством, чем образ. Символ — это определенный знак, который указывает на связь реального мира и […]...
- Обижает ли Вас фраза человека старшего поколения: «Да, были люди в наше время…»? Историческое значение битвы при Бородино во время Отечественной войны 1812 года трудно переоценить. Благодаря мужеству и отваге солдат, вставших на защиту своего Отечества, наступил переломный момент в ходе сражения с французскими войсками. Эту грандиозную битву запечатлели в своих произведениях многие писатели, художники, поэты. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино» написано в форме рассказа от лица старого […]...
- Бальмонт К. Д. — один из лидеров «старших символистов» К. Д. Бальмонт, один из лидеров «старших символистов», был «властителем дум» молодежи рубежа XIX-XX веков. В 1894- ом году он создал свой первый самостоятельный символистский сборник «Под северным небом». Лирический герой первых поэтических стихотворений — неоромантик символического плана, мечтатель, стремящийся проникнуть за земные пределы бытия, стать частью космического целого, всего мироздания, увидеть «очертанья вдали»: И […]...
- Мои впечатления от поэзии французских символистов Так музыки же вновь и вновь! Пускай в твоем стихе с разгону Блеснут в дали преображенной Другое небо и любовь. А. Рембо Я не уверена, что, называя эти имена — Шарль Бодлер, Артюр Рембо, Поль Верден, — обычный ученик средней школы или даже обычный читатель и почитатель поэзии без специального филологического образования вспомнит, какое литературное […]...
- Поэтическое новаторство символистов Литература конца ХІХ — начала ХХ века — один из наиболее интересных этапов развития мировой литературы. В сознании человечества еще живут прекрасные образы классической литературы ХІХ века, а уже новый век диктует свои критерии ценностей. Поэтому появляются литературные и художественные направления, течения, стили, среди которых новое литературное направление, которое получило название символизм. Поэзия, согласно теории […]...
- В. А. Сологуб < p>Смерть Пушкина возвестила России о появлении нового поэта — Лермонтова. С Лермонтовым я сблизился у Карамзиных и был в одно время с ним сотрудником «Отечественных записок». Светское его значение я изобразил под именем Леонина в моей повести «Большой свет», написанной по заказу великой княгини Марии Николаевны. Вообще все, что я писал, было по случаю, […]...
- Главенствующая роль символа в стихотворениях француских символистов (по творчеству П. Верлена и С. Малларме) Здесь нет цветов, одни оттенки… П. Верлен В конце XIX — начале XX веков во Франции большую популярность приобрел символизм, начало которому было положено творчеством Ш. Бодлера и его последователей. Основными чертами творчества символистов являлось обозначение «вещей в себе» и идей, находящихся за пределами чувственных восприятий. При этом поэтический символ рассматривался как более действенное, чем […]...
- Мой любимый стих французских символистов Нет никаких сомнений — это «Поэтическое искусство» Поля Верлена. Смелое к кощунству, оно подражает известным библейским словам: «Сначала было Слово». Поэт требует от коллег равенства с Творцом, быть творцами и построить собственный мир по своему вкусу. И он должен быть основанным не на слове, неуклюжей попытке человечества воссоздать красоту, а на самой красоте: «Сначала — […]...
- БАЗАРОВ — ПРЕДСТАВИТЕЛЬ РАЗНОЧИННОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети») Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» от- разил общественную атмосферу, сложившу- юся накануне крестьянской реформы 1861 го- да, когда в России появилась разночинная интеллигенция. Это были люди, вышедшие из небогатых слоев общества: врачи, священ- ники, мелкие чиновники. Это поколение «де- тей» было настроено чрезвычайно критичес- ки к опыту и социальной деятельности дво- рян-либералов 40-х […]...
- В. Я. Брюсов — представитель и вождь русского символизма 1. Значение творчества Брюсова. 2. Ранние стихи поэта. 3. Брюсов — мэтр русского символизма. В искусстве важен искус строгий. Прерви души мертвящий плен И выйди пламенной дорогой К потоку вечных перемен. В. Я. Брюсов В. Я. Брюсов по праву занимает одно из ведущих мест в истории символизма России. Именно он стал вдохновителем первого коллективного выступления […]...
- ПОЭЗИЯ ФРАНЦУЗСКИХ СИМВОЛИСТОВ (по произведениям Стефана Малларме и Поля Верлена) ПОЭЗИЯ ФРАНЦУЗСКИХ СИМВОЛИСТОВ (по произведениям Стефана Малларме и Поля Верлена) Символизм — это литературное направление, зародившееся после 1870 года во Франции и широко распространившееся в культуре европейских стран, в том числе и в России — в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Поэты-символисты горячо протестовали против обесценивания человеческой личности, ратовали за изображение в искусстве высоких человеческих идеалов […]...
- Краткое содержание Мелкий бес Ф. К. Сологуб Ф. К. Сологуб Мелкий бес Ардальон Борисович Передонов, учитель словесности в местной гимназии, постоянно ощущал себя предметом особого внимания женщин. Еще бы! Статский советник (пятый класс в табели о рангах!), мужчина в соку, в сущности, не женат… Ведь Варвара что… Варвару в случае чего можно и побоку. Вот одно только — без нее, пожалуй, места […]...
- Михаил Аркадьевич Светлов представитель героико-романтической поэзии М. А. Светлов (1903-1964). Михаил Аркадьевич Светлов — один из представителей героико-романтической поэзии, зародившейся в 1920-е годы. Как и Э. Багрицкий, Н. Тихонов и другие поэты, Светлов был участником гражданской войны. Мечты о всемирном счастье, которое будто бы несет с собой русская революция, способствовали рождению знаменитой светловской «Гренады» (1926). В 1930-е годы был создан другой […]...
- Город символистов — символический город Первые кадры в истории документального кино о большом городе изображают мельтешение лошадиных ног, вращение спиц каретных колес и хаотичное, почти карикатурное движение забавных человечков. Улицы и площади запружены пешеходами, кругом суета, столпотворение и полная неразбериха. Все пространство кадра кинопленки заполняет пестрота базаров, ярмарок и народных гуляний. Фильмы эпохи господства социалистического реализма представляют нам широкие светлые […]...
- Метафизическая поэзия символистов Одним из основных результатов символистского движения стало то, что количество поэтов увеличилось чуть не в сто раз и почти во столько же раз вырос средний уровень их мастерства, а также их положение в обществе и котировка у издателей. Примерно с 1905 г. все новые люди в русской поэзии были в большей или меньшей степени учениками […]...
- Петр Гринев как представитель лучшей части дворянства Описывая действительность, в которой он жил, А. С. Пушкин, выставляя напоказ ограниченный, праздный образ жизни и духовную нищету одних дворян, считал своей обязанностью познакомить читателя и с лучшими представителями этой среды. Это прослеживается в таких произведениях поэта, как «Дубровский», «Евгений Онегин», характерно это и для повести «Капитанская дочка». К лучшим представителям дворянства в этой повести […]...
- Возрождение интереса к мифологии в поэзии символистов Мифологический текст отличается от литературного произведения не столько своим содержанием, сколько своим отношением к миру. Литературный текст имеет начало и конец, у него есть автор и читатель; то, что он описывает, может быть правдой, но может и содержать различные формы вымысла, причем предполагается, что читатель в принципе отличает правду от вымысла. На сознательном сбивании читателя […]...
- Образ мечты в творчестве поэтов символистов Пожалуй, более сдержанным среди символистов был Брюсов. Не случайно в его зрелых стихах просматриваются классицистские тенденции, печать высокоорганизованного разума. Но в 90-е годы страсть таилась в каждой строке брюсовской лирики. В малом он поистине стремился узреть лик вечности, жить не имеющими границ, «пересоздающими» обыденность чувствами. Для раннего творчества Брюсова очень важен образ Мечты. Он реализуется […]...
- Мелкий бес — Федор Сологуб Ардальон Борисович Передонов, учитель словесности в местной гимназии, постоянно ощущал себя предметом особого внимания женщин. Еще бы! Статский советник (пятый класс в табели о рангах!), мужчина в соку, в сущности, не женат… Ведь Варвара что… Варвару в случае чего можно и побоку. Вот одно только — без нее, пожалуй, места инспектора не получишь. (Директор гимназии […]...
- Образ поколения 1830-х годов в лирике Лермонтова Темы в творчестве Лермонтова словно движутся по кругу. Они меняются местами в плане своего главенства, но при этом постоянно присутствуют в его поэтическом мире, помогая раскрытию друг друга. К 1840-м г. усиливаются социальные мотивы в его творчестве. Поэтому неудивительно, что, создавая в стихотворении «как часто пестрою толпою окружен…» образ светского общества, поэт решил противопоставить его […]...
- Сочинение на тему: Город СИМВОЛИСТОВ — СИМВОЛИЧЕСКИЙ ГОРОД (СОЧИНЕНИЕ-ИСПОВЕДЬ НА ТЕМУ УРБАНИЗАЦИИ) Первые кадры в истории документального кино о большом городе изображают мельтешение лошадиных ног, вращение спиц каретных колес и хаотичное, почти карикатурное движение забавных человечков. Улицы и площади запружены пешеходами, кругом суета, столпотворение и полная неразбериха. Все пространство кадра кинопленки заполняет пестрота базаров, ярмарок и народных гуляний. Фильмы эпохи господства социалистического реализма […]...
- Поэзия Сологуба Поэзия Сологуба развивалась не в том направлении, что поэзия других символистов. Его словарь, его поэтический язык, его образность ближе к эклектической поэзии «викторианцев». Он пользуется простыми размерами, но утончает их до совершенства. Словарь у Сологуба почти такой же маленький, как у Расина, но пользуется им он почти с такой же точностью и меткостью. Он символист […]...
- Маленький человек — Федор Сологуб Ардальон Борисович Передонов, учитель словесности в местной гимназии, постоянно ощущал себя предметом особого внимания женщин. Еще бы! Статский советник (пятый класс в табели о рангах!), мужчина в соку, в сущности, не женат… Ведь Варвара что… Варвару в случае чего можно и побоку. Вот одно только — без нее, пожалуй, места инспектора не получишь. (Директор гимназии […]...
- Тема судьбы поколения и поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова Русская литература 1-й половины XIX века Тема судьбы поколения и поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова Творчество М. Ю. Лермонтова приходится на 30-е годы XIX века, эпоху очень непростую, как называют ее историки, — «эпоху безвременья». Так называют время, когда одна общественная идея ушла, а другая еще не успела сформироваться. В тридцатых годах […]...
- В чем трагедия «лермонтовского» поколения? (По лирике М. Ю. Лермонтова.) (ЕГЭ по русскому) Даже далекий от искусства человек, обладающий критическим мышлением, рано или поздно размышляет о судьбе своего поколения. Для М. Ю. Лермонтов этот вопрос стоял особенно остро. В «Монологе» юный поэт выразил свои мысли о поколении современников. Говоря о молодых аристократах-ровесниках, Лермонтов отмечает однообразие их жизни, бесцельность и безрадостность существования. Такой образ жизни становится причиной разочарований. Молодые […]...
- Гаврила Романович Державин крупнейший поэт XVIII века, последний представитель русского классицизма Творчество Державина глубоко противоречиво. Раскрывая новые возможности классицизма, он в то же время разрушал его, прокладывая путь к романтической и реалистической поэзии. Державин прожил трудную жизнь, прежде чем достиг высоких чинов, благополучия и поэтической славы. Он родился в бедной дворянской семье. Рано лишился отца, служившего в низших офицерских чинах. Учился в казанской гимназии, но не […]...
- Литература «потерянного поколения» Социально-политическое мироустройство Европы и Америки после окончания первой мировой войны. Последствия великого противостояния: Духовное смятение в общественных умах, гибель целой системы основополагающих ценностей, мучительное осмысление «заката цивилизованного мира», осознание глубокого одиночества человека, скепсис в отношении любого проявления прогресса. Появление новой общности людей, поколения, пережившего войну и не сумевшего обрести себя в послевоенном мире; поколения, которое […]...
- ПЕЧОРИН — ПОРТРЕТ СВОЕГО ПОКОЛЕНИЯ (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») В романе «Герой нашего времени» Миха- ил Юрьевич Лермонтов затрагивает те же проблемы, которые часто звучат в его лири- ке: почему умные и энергичные люди не мо- гут найти себе место в жизни, почему они «старятся в бездействии»? Роман состоит из пяти частей: «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». Каждая из них представляет самостоятель- […]...
- Горькая судьба поколения в лирике Лермонтова Стихотворение было опубликовано в январском номере «Отечественных записок» за 1839 год. Основная мысль произведения — размышления о судьбах поколения. 11 сентября 1842 года Герцен записывает в своем «Дневнике»: «Поймут ли, оценят ли грядущие люди весь ужас, всю трагическую сторону нашего существования, — а между тем наши страдания — почка, из которой разовьется их счастие. Поймут […]...
- Сценарий праздника «Город над вольной Невой» вечер развлечений для старшего возраста Горбова Наталья Михайловна ГБДОУ №16 г. Санкт-Петербург Музыкальный руководитель «Город над вольной Невой» — вечер развлечений для старшего возраста Дети под муз. входят в зал и встают на свои места. Звучит «Гимн великому городу» Р. Глиэра Ведущая: Дорогие ребята! Сегодня у нас праздник в честь нашего славного города Санкт-Петербурга! Когда-то в этом краю, на берегу […]...
- Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста Конспект НОД «Береза в жизни русичей» для детей старшего дошкольного возраста Автор: Куприй Светлана Ивановна, воспитатель, МБДОУ ЦРР Детский сад №70 Описание: Данный материал будет интересен педагогам для проведения НОД и работы с родителями. Цель: способствовать воспитанию у детей интереса к истории своего народа, национальной гордости, чувства гражданской принадлежности к великому русскому народу. Вызывать эмоциональный […]...
- Анализ стихотворения Сологуба «Я — бог таинственного мира Умение очень четко и лаконично формулировать свои мысли является отличительной особенностью творчества Федора Сологуба. Он считал себя символистом и даже в самом непримечательном событии пытался угадывать знаки судьбы. Это увлекательное занятие, безусловно, отразилось на творчестве знаменитого поэта и драматурга, который нередко шокировал публику нетипичными выводами, сделанными из простых и, на первый взгляд, понятных фактов. Внутренний […]...
- Александр Иванович Куприн — яркий представитель школы критического реализма XX века Критический реализм, как направление, родился еще в XIX веке. В XX веке он нашел свое выражение в творчестве многих известных писателей. Среди них А. И. Куприн, о котором Паустовский писал: «Мы должны быть благодарны Куприну, за его глубокую человечность, за его тончайший талант, за любовь к своей стране и огромную веру в счастье своего народа, […]...
- Оскар Уайльд — представитель английского раннего модернизма Жизнь и творчество художника. эстетизм Уайльда, импресионистичность его стиля. «Предисловие» к роману «Портрет Дориана Грея» Цель: ознакомить с жизнью и творчеством писателя, заинтересовать ими; помочь осознать идейно-художественные особенности «Предисловия» к роману «Портрет Дориана Грея»; развивать навыки восприятия информации на слух, выделение главного, умение раскрывать содержание афоризмов, объяснять парадоксы; воспитывать высокие моральные качества, эстетичные вкусы. Оборудование: […]...
- Сочинение на тему: «Творческое переосмысление жизни у Сологуба» Модернизм заявил о себе как новое искусство, творящее действительность. Федора Сологуба можно отнести к представителям символистского течения: в его произведениях изобилуют символы, и порой за достаточно строго реалистичной картиной мира возникает нечто мистичное. Ничего удивительного, что Федор Сологуб в своих произведениях сотворил свой собственный мир — мир романов Сологуба. Основные тенденции его творческой деятельности ярко […]...
- Проект для детей старшего дошкольного возраста Проект «Будешь книги читать-будешь все знать».Долгосрочный. Творческий. Коллективный. Автор: Воробьева Алла Абдулмеджидовна, воспитатель, ГБОУ СОШ 609, г. Москва. Актуальность: 1 июня 1929 года в стране началась просветительская компания под названием «Библиотечный поход», которая рассматривалась как важное государственное мероприятие и должна была способствовать организации широкой пропаганды литературы среди рабочих, крестьян, молодежи. Эта компания стала продолжением начавшегося […]...
- Сценарий летнего развлечения для детей старшего дошкольного возраста Сценарий летнего развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Солнышко лучистое улыбнулось весело!» Автор: Якимова Ирина Владимировна, педагог дополнительного образования по театрализованной деятельности МАДОУ «Детский сад №107 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара Республика Коми. Описание: Лето — удивительное время года, когда природа цветет и благоухает, радуется солнцу и освежается дождями! Именно летом для ребятни наступает настоящее раздолье, […]...