Оскар Уайльд – представитель английского раннего модернизма



Жизнь и творчество художника. эстетизм Уайльда, импресионистичность его стиля. “Предисловие” к роману “Портрет Дориана Грея”

Цель: ознакомить с жизнью и творчеством писателя, заинтересовать ими; помочь осознать идейно-художественные особенности “Предисловия” к роману “Портрет Дориана Грея”; развивать навыки восприятия информации на слух, выделение главного, умение раскрывать содержание афоризмов, объяснять парадоксы; воспитывать высокие моральные качества, эстетичные вкусы.

Оборудование: портрет писателя,

издание его произведения, иллюстрации к нему.

Тип урока: изучение нового учебного материала.

Вспоминаю, что в Оксфорде я сказал одному из моих

Друзей… что хочу попробовать плод с каждого

Дерева в мировом саду и что именно с этим

Желанием в душе я отправляюсь в мир. Воистину

Так я и отправился, воистину так я и жил.

Оскар Уайльд

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Мотивация учебной деятельности.

Учитель. “Вспоминаю, что в Оксфорде я сказал одному из моих друзей… что хочу попробовать плод с каждого дерева в мировом саду и что именно с этим желанием в душе я отправляюсь

в мир. Воистину так я и отправился, воистину так я и жил”,- говорил английский писатель Оскар Уайльд (обращение к эпиграфу урока). Его назвали королем Жизни, а еще – принцем Парадоксов.

Вот с таким чрезвычайным писателем мы начинаем знакомство сегодня на уроке.

III. Объявление темы и цели урока.

IV. Актуализация опорных знаний.

Беседа

V. Восприятие и усвоение нового учебного материала.

1. Мини-лекция учителя с элементами беседы.

Оскар Уайльд – английский писатель границы XIX и XX столетий, автор стихов, пьес, сказок, а также романа “Портрет Дориана Грея”, который стал знаковым произведением эпохи декаданса. Творчество этого писателя было новой вехой в развитии европейского символизма.

В это время начал писать свои первые стихи и поэмы. Еще подростком Оскар имел собственный взгляд на все, что его окружало, мужественно демонстрировал свою позицию, даже если она противоречила общепризнанной. Мальчик пренебрежительно относился к любимой игре ровесников – футболу. В праздничные дни носил высокий цилиндр на длинных кудрях, что также вызвало недоразумение с одноклассниками.

Как-то вечером, когда он торжественной походкой величественно проходил мимо них, они набросились на него, связали ему руки и ноги, поволокли на высокий холм. Грязный, исцарапанный до крови Оскар занял позу восхищенного зрителя и промолвил: “Какой отсюда, с холма, замечательный вид!”.

– А или вы смогли бы так?

После окончания обучения полностью отдается литературному творчеству. В 27 лет издает сборник “Стихи”. “Наибольшая работа для творческого воображения художника – создать первое самого себя, а тогда уже свою публику”,- утверждает Уайльд. Лондон наполняется слухами об эстетизме писателя.

– Вспомним, что эстетизм – это признание красоты высочайшей ценностью бытия.

“Апостол эстетизма”, “эстет” – это стало будто бы профессией, общественным статусом Уайльда. Поэтому и одежда, и дом с обустройством имел согласно своим представлениям о красоте.

И жена у него была очень красивой. Ежемесячно он появлялся перед гостями в новом образе и одежде: греческом, средневековом, старовенецианском, голландском. Поклонение красоте не ограничивалось только стремлением окружить себя изысканными вещами, мебелью, картинами, носить элегантную одежду, иметь вкусную и привлекательную на вид пищу, общаться с красивыми людьми. Культ красоты у Уайльда – это, прежде всего, благоговейное отношение к искусству.

Еще в школьные годы он хорошо выучил классические языки, увлекался античностью; читал много и быстро: Эсхил, Еврипид, Софокл, Чарльз Диккенс, Вильям Теккерей, английские поэты…

Писатель осуществляет путешествие по Америке, где выступает с лекциями, посвященными эстетизму. Несколько месяцев проводит в Париже, знакомится с искусством французского декаданса.

Вспомните, что такое декаданс.

Уайльд работает журналистом, публикует сотни критических статей и рецензий, редактирует журнал “Мир женщины”. Продолжает плодотворно работать в литературе – выходят его сборник “Счастливый принц”, роман “Портрет Дориана Грея” (1890), сборник сказок “Гранатовый домик”, рассказы, литературно-критические диалоги, пьесы, которые имели особый успех.

В 1895 году над Уайльдом состоялся суд. Ему предъявили обвинение в моральных отклонениях и осудили к двухлетнему заключению. Короля жизни было сброшено с трона. Мать Оскара умерла от горя.

Жена с детьми ушла из дома. Его пьесы были сняты со сцены. Сам писатель оказался в ужасных условиях и едва не погиб.

На его счастье, появился новый начальник тюрьмы, который разрешил читать и писать.

После освобождения Уайльд эмигрирует во Францию и живет в Париже под чужим именем. В 1900 году он там же и умирает.

Свою философию искусства Уайльд изложил в книге “Замыслы” (1891), которая открывается диалогом “Упадок вранья”, что является его эстетичным манифестом. Он утверждает самоценность и самодостаточность искусства. Оно, по мнению Уайльда, не выражает ничего, кроме самого себя, существует самостоятельно и развивается по своим законам. Искусство не является порождением определенной эпохи или ее воспроизведением, так как оно – выше жизни.

Эта мысль – краеугольный камень эстетики Уайльда.

Современная литература не нравилась писателю именно тем, что была весьма приближена к действительности и превращалась в копию реальной жизни. Творчество же, по его мнению, – это искусство вранья (т. е. россказни). Упадок вранья Уайльд считал главным недостатком произведений своих современников.

Отбрасывая принципы натурализма и реализма в искусстве, Уайльд протестует не сколько против этих художественных направлений, сколько против монотонной, бесцветной, безобразной, непоэтической, антиэстетичной действительности, которая не заслуживает на то, чтобы быть отображенной художником.

Вся эстетика Оскара Уайльда является рядом парадоксальных суждений. Например, он утверждает, что не искусство подражает жизни, а жизнь подражает искусству: пессимизм придумал шекспировский Гамлет, а нигилизм – И. Тургенев. Сама жизнь художника, его поведение были трагически противоречивыми: сколько раз Уайльд утверждал, что не воспринимает чужого несчастья, а десятки его современников вспоминают, как он и сочувствовал людям, и помогал с улыбкой, чтобы не показать, что ему это тяжело.

– Встречали ли вы таких людей?

2. Чтение “Предисловия” к роману О. Уайльда “Портрет Дориана Грея” (с обсуждением).

VI. Закрепление приобретенных знаний, умений и навыков.

1. Аналитическое комментирование.

Учитель. Прокомментируйте утверждение О. Уайльда (или проведите мини-диспут по одному из высказываний):

– “Художник – творец прекрасного”;

– “Нет книг моральных или неморальных. Есть книги хорошо написанные или плохо написанные”;

– “Художник не имеет этических вкусов”;

– “Любое искусство не дает ни единой пользы”.

2. Беседа

– Определите главную мысль “Предисловия”. (Утверждение вечности и величия искусства).

VII. Домашняя задача.

Для всех: знать биографию художника, понимать его эстетичную программу, знать содержание романа “Портрет Дориана Грея”.

Индивидуальное: подготовить сообщение о возникновении замысла романа “Портрет Дориана Грея”, историю его написания.

VIII. Подведение итогов урока.

Интерактивное упражнение “Микрофон”.

Продолжите предложение:

– Меня заинтересовало парадоксальное утверждение О. Уайльда о том, что…


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Оскар Уайльд – представитель английского раннего модернизма