Сочинение – Абрамов о духовном здоровье народа

Жизнь северного села на протяжении тридцати лет просле­дил писатель в романах “Братья и сестры”, “Две зимы и три лета”, “Пути-перепутья”, “Дом” – от военного 1942 г. до сере­дины 70-х. Центром тетралогии стала история семьи Пряслиных, прежде всего старшего сына Михаила, который был в годы войны “первым мужиком” на селе, державшемся на женских и детских плечах. Именно в таких героев, взявших на себя все тя­готы жизни, верил писатель, поэтому он и подходил к ним с высокой нравственной меркой.

Ничем не погрешил Ф. Абрамов против правды, устоял перед соблазном сделать своего героя “покрасивее”. Писатель не скрывает того, что Михаил может быть груб по отношению к матери, с юношеским максимализ­мом обвиняет он в измене ни в чем не виновного Тимофея Ло­банова, жестоко ссорится с сестрой… Здесь необходимо вспом­нить слова Ф. Абрамова, определяющие его по-настоящему гражданское, высоконравственное отношение к героям, к жиз­ни: “Я решительный противник молитвенного отношения ко всему, что бы ни произнес мой современник, именуемый… “простой человек из народа”. Любить народ – значит видеть с полной ясностью и достоинства его, и недостатки, и великое его, и малое, и взлеты, и падения.

Писать для народа – значит помочь ему понять свои силы и слабости”.

Не идеален Пряслин, но суровы и обстоятельства, в кото­рых он жил, трудился, ошибался, мучился угрызениями совес­ти, сострадал чужой беде. Немало в романе таких сложнейших ситуаций, в которых Михаил раскрывается как настоящий че­ловек. Вот, например, одна из них – арест Лукашина, после которого Михаил не просто пишет письмо в защиту председа­теля, но и обходит все село, собирая подписи (напомним: идут первые годы после войны…).

Этим драматическим сценам, за­вершающим роман “Пути-перепутья”, Ф. Абрамов придает осо­бое значение: в них люди испытываются на справедливость, че­ловечность, мужество. Оказалось под тем письмом всего пять подписей. Но именно из отдельных людей и состоит народ.

По­этому новым чувством наполняется душа Михаила: “впервые за всю жизнь он, обыкновенный, безвестный парень, так сильно, так радостно ощутил свою причастность к делам всей страны”.

Есть еще один важный ответ на вопрос о том, зачем нужно было подписывать это грозившее многими бедами письмо. Его дает сестра Михаила Лиза, с которой связано в произведении представление об устойчивом, надежном женском начале жиз­ни. Ответ этот важен для Ф. Абрамова: “Лучше уж совсем на свете не жить, чем без совести…”.

Как надо жить? – один из основных вопросов, проходящих через всю тетралогию. Как жить, когда происходит “раскрестья­нивание” села, когда люди бросают родную землю, когда ру­шится укрепившееся в годы войны единство, когда крестьянин теряет основу основ своего существования – чувство хозяина и потребность в добросовестном труде? Обо всем этом мучитель­но размышляет и яростно спорит Михаил Пряслин, но все чаще не встречает понимания и сочувствия односельчан…

Стремится найти ответы на поставленные вопросы автор, сутью творчества и жизненной позицией которого были правда и нравственный максимализм. Важнейшую, сокровенную мысль выразил один из его героев: “Нету чужих… Все люди – родня”.

Так определяется философская идея произведения, которую точно и образно сформулировал В. Агеносов: призыв к едине­нию, к осознанию того, что все мы – единый народ, “братья и сестры”, имеем общую историческую судьбу, идем “зимами и летами” сложными “путями-перепутьями” и строим общий “дом”, который никто другой за нас не построит. Переимено­вав своих “Пряслиных” в “Братьев и сестер”, Ф. Абрамов через символику заголовков романа подчеркнул основную идею произ­ведения.

Интересно, что на Севере словом “русь” называют место возле дома. В контексте художественного творчества прямое значение слова переосмысливается, приобретает обобщаю­щий характер: “Русь” – это то, что человеку близко и доро­го, это наша родная земля, общий Дом, порядок в котором зависит от живущих в нем людей. Образ дома – не только конкретного человеческого жилища, дающего ощущение прочности, надежности жизни, но и Дома-страны, Земли, Вселенной, за которую мы все в ответе, вошел в современ­ное общественное сознание в немалой степени благодаря ху­дожественной литературе.

Заботу Ф. Абрамова о духовном здоровье народа, без кото­рого нельзя “заново возделать русское поле” (в широком фило­софском смысле этого понятия), разделяют и другие современ­ные писатели. “…Во всем, что происходит с нами и вообще в мире, истоки там, в наших душах, в том, чем они наполне­ны”, – пишет В. Распутин, убежденный, что без порядка в душе человека не может быть порядка в Отечестве. Что прида­ет народу стойкость и что мешает его движению вперед, пожа­луй, так можно определить общую проблему, которую решают писатели в целом ряде произведений, названных критикой “тревожными”. Обратим внимание на заглавия произведений: “Пожар” (В. Распутин), “Печальный детектив” (В.

Астафьев), “Плаха” (Ч. Айтматов), “Последняя пастораль” (А. Адамович)…

Они подают сигнал о серьезном неблагополучии, необходимо­сти вмешаться, создают ощущение тревоги. Сложные ситуации, сложные герои, приемы максимальной концентрации, заостре­ния трагического начала – все это не случайно. Горячая озабо­ченность судьбой родной страны и всей планеты (“земного дома”), обостренное чувство вины и ответственности перед бу­дущими поколениями, поиски выхода из сложнейших экологи­ческих, социально-политических, духовных противоречий свойственны современной литературе.

“Сейчас не время для пустяков, – говорил в одном из сво­их выступлений В. Астафьев. – Дела гораздо серьезнее и в быту, и на производстве, и в низах, и в верхах, гораздо серьез­нее, чем представляет в своем потоке литература. … Только сильные нравственно, духовно люди способны удержать на сво­их плечах мир, уберечь его от распада, разложения, устоять против войны”. Проблемы личной ответственности человека, его активного отношения к жизни, участия в происходящих в стране переменах приобретают сегодня особое значение.



Сочинение – Абрамов о духовном здоровье народа