«Саша» анализ поэмы Николая Некрасова
История создания
Поэма «Саша» была написана в 1855 г. и опубликована со значительными цензурными правками в 1856 г. в журнале «Современник» № 1 . Действие поэмы относится к сороковым — началу пятидесятых годов.
Литературное направление, жанр
Реалистическая поэма «Саша» по-разному воспринималась современниками Некрасова. Все читатели высоко оценили лирические части. Революционные демократы рассмотрели в поэме обличение либеральных взглядов как недостаточно радикальных.
Тема, основная мысль и композиция
Поэма
Герой переживает невзгоды в личной жизни: могучие страсти сломили его силу.
Вторая глава ретроспективная. Лирический герой рассказывает о жизни и взрослении дочери соседей-помещиков Саши. В этой главе больше всего внесюжетных элементов: пейзажи и портрет Саши, жанровые сценки.
В
Вскоре он уехал, одержимый жаждой деятельности.
Саша влюбляется в Агарина, но тот не отвечает ей взаимностью. Прослеживается параллель с отношениями Евгения Онегина и Татьяны Лариной. Когда через два года Агарин приезжает к Саше, ситуация повторяется зеркально: Саша отказывает ему, хотя любит, потому что поняла его сущность.
Он отверг то, чему Саша посвятила свою жизнь, назвав ее занятия игрушкой: «Оба тогда мы болтали пустое! Умные люди решили другое…»
В четвертой части рассказчик дает характеристику Агарину, успокаивая стариков-родителей. Он называет Агарина современным героем, единственной положительной чертой которого он считает умение сеять добрые семена в разуме других. Рассказчик предсказывает Саше светлую плодотворную жизнь и велит родителям не жалеть о том, что она отвергла богатого и тихого жениха.
Тема поэмы — влияние разных факторов на становление личности и ее самосознания.
Основная мысль. Мировоззрение человека зависит от многих факторов: среда и даже природа, которая окружает его в детстве, воспитание и образование, круг чтения, люди и идеи, которые повлияли на него в юности. Дальнейшее становление человека зависит от его воли, от его деятельной природы.
Именно поэтому люди, не имеющие твердой позиции, становятся «лишними людьми», а другие способны отдать свою жизнь служению людям.
Проблема, которая поднимается в поэме: почему так много людей с подобными Агарину взглядами и как из раба сделать человека? «Нужны столетья, и кровь, и борьба, чтоб человека создать из раба».
Герои и образы
Лирический герой — рассказчик близок к образу Некрасова. В первой главе он предстает уставшим, озлобленным человеком: «Силу сломили могучие страсти, гордую волю погнули напасти», жизнью измят, убитая муза моя, озлобленный ум, накипевшие слезы, бесплодные нивы, ранняя тоска и печаль, вечные бури, боязливая душа (метафоры и эпитеты). Художественный параллелизм раскрывает внутреннее состояние героя: хлынувшие горькие слезы добавили сил, и преобразилась природа, которая в начале поэмы была безрадостной: кулик стонет над равниной унылой, как мать над могилой сына (сравнение и эпитеты), песня пахаря берет за сердце (метафора), родная картина невесела (эпитеты).
Образ Саши — центральный образ поэмы. Лирический герой сравнивает смуглую Сашу с полевым цветком. Саша не была обременена воспитанием, не читала книг, но обладала «первоначальной ясность души», благодаря чему впоследствии нашла свое призвание в общественном служении, помощи крестьянам: «Кормит, ласкает и лечит недуги».
Она не оторвана от корней, родной культуры и природы, в отличие от Агарина.
Сашина красота естественна. В портрете подчеркиваются ее смуглость, румяные щеки, черные глаза. Она резва, свободна. Деревенская природа описана глазами Саши, поэтому она прекрасна: «Жизни кругом разлитой ликованье Саше порукой, что милостив Бог».
Саша любуется жизнью крестьян и считает ее гармоничной.
Единственный случай, вызвавший у Саши огорчение — вырубка леса. Деревья умирают, как люди: «Трупы деревьев недвижно лежали». Некрасов сравнивает их с павшими воинами, очевидно, под влиянием кровавой Крымской войны.
Образ Агарина отрицательный. Он тонок, бледен, лысоват. Некрасов сравнивает его с орлом, опалившим крылья.
Фамилия у него тоже говорящая: Агарин — огарок.
Некрасов его характеризует резко: «Что ему книга последняя скажет, то на душе его сверху и ляжет». Это человек с пустой душой: «Верить, не верить — ему все равно, лишь бы доказано было умно». Такие люди хотят осчастливить мир, но губят то, что рядом с ними, не умея любить.
С точки зрения Некрасова, «современные герои» — порождение векового рабства.
Размер и рифмовка
Поэма написана двустишьями четырехстопным дактилем, женская рифма чередуется с мужской, рифмовка парная.