План сочинения – Особенности композиции поэмы Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”

Особенности композиции поэмы Н.А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”

I. Вступление

Композиция – состав, расположение и взаимосвязь час­тей и элементов художественного произведения. (Подробнее см. Словарик.)

II. Главная часть

1. Основной сюжетный стержень поэмы – поиски “счаст­ливого” семью крестьянами. Эта сюжетная линия как бы про­ходит через судьбы многих людей и завершается образом Гриши Добросклонова, который дает ответ на вопрос, выне­сенный в заглавие поэмы.

2. В процессе поисков счастливого семеро

крестьян встре­чаются со многими людьми, выслушивают многочисленные ис­тории, сами принимают участие в некоторых событиях. Мотив странствия, путешествия дает возможность Некрасову расши­рить рамки первоначального сюжета, ввести в композицию по­эмы множество вставных сюжетов (см. Словарик), образов и судеб.

Благодаря такому композиционному построению поэма действительно становится своего рода “энциклопедией” рус­ской крестьянской жизни.

3. В поэме Некрасова фактически нет главного героя, а вернее, таким героем становится весь крестьянский мир и от­части соприкасающиеся с ним другие сословия.

Наиболее важными героями можно назвать Матрену Тимофеевну, Саве­лия, Ермила Гирина, Якима Нагого, Гришу Добросклонова. Но наряду с ними в поэме существует множество второсте­пенных и эпизодических персонажей, без которых картина русской деревенской жизни была бы неполной.

Это староста Влас, Клим Лавин, помещик, поп, безымянные крестьяне из глав “Счастливые”, “Пьяная ночь”, “Последыш” и др.

4. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” писалась немногое время спустя после отмены крепостного права, поэтому в ее композиции важное место занимают сопоставления дореформенной и пореформенной жизни. Это противопоставление проходит через всю поэму и ярче всего выражается в частях “Пир – на весь мир”, “Последыш” и в главах “Поп”и Помещик.

5. Особое композиционное своеобразие характеризует часть “Пир – на весь мир”. В ней Некрасов широко обращается к жанру песни, иногда стилизованной под народную, иногда чис­то литературной. Здесь же появляется и жанр сказания-притчи (“Про холопа примерного – Якова верного”, “О двух великих грешниках”, “Крестьянский грех”).

Эти жанровые включения важны тем, что в них прямо или косвенно ставятся вопросы, ключевые для осмысления жизни пореформенной крестьянской России: о рабской и свободной натуре, о грехе и правде, о пер­спективах развития русской деревни и т.п.

III. Заключение

Композиция поэмы Некрасова сложна и своеобразна. По разнообразию входящих в нее элементов, значительной роли вставных сюжетов она может быть сопоставлена с такими произведениями, как “Евгений Онегин” Пушкина и “Мертвые души” Гоголя. Особенности композиции поэмы отвечали ос­новной задаче Некрасова: как можно полнее представить жизнь русской деревни на рубеже двух исторических эпох.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

План сочинения – Особенности композиции поэмы Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”