Анализ поэмы Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”. Часть 3

Глава “Крестьянка” посвящена положению русской жен­щины. Это сквозная тема в творчестве Н. А. Некрасова, что сви­детельствует о важности ее в писательском мировоззрении. Главная героиня – Матрена Тимофеевна (осанистая женщина лет тридцати восьми). Рисуя ее портрет, автор любуется красо­той русской крестьянки: “Красива; волос с проседью, Глаза большие, строгие, Ресницы богатейшие, Сурова и смугла”.

На вопрос мужиков о счастье женщина сперва вообще отказывает­ся отвечать, говоря, что идет рабочая страда. Однако мужики соглашаются

помочь ей жать рожь, и Тимофеевна все-таки ре­шается рассказать о себе. До замужества жизнь у нее была сча­стливая, хотя и проходила в трудах (приходилось рано вставать, носить отцу завтраки, утяточек пасти, собирать грибы и ягоды). Глава перемежается народными песнями.

В замужестве терпела Матрена и побои, и колкости мужниной родни.

Вся жизнь крестьянки проходит в тяжелом труде, в по­пытке разделить время между работой и детьми: “Неделя за неделею, одним порядком шли, Что год, то дети: некогда Ни думать, ни печалиться, дай бог с работой справиться Да лоб перекрестить Поешь – когда останется От

старших да от де­точек, Уснешь – когда больна…”. Однообразие, невозмож­ность даже подумать спокойно о своей жизни, необходимость постоянно проводить ее в нескончаемых трудах – вот удел русской женщины низших сословий в России.

Вскоре потеряла Матрена родителей и ребенка. Покоряясь во всем свекрам, Тимофеевна живет, по сути, ради детей. Ужасающей темнотой, дремучим суеверием пахнет рассказан­ная ею история о том, как какая-то странница велела по пост­ным дням не кормить молоком грудных детей. Вспоминается тут странница Феклуша из пьесы А. Н. Островского “Гроза” со своими глупыми небылицами.

Из данного сопоставления вы­рисовывается общая картина нравов, бытующих в России. Красноречиво свидетельствует о темноте и невежестве опи­санная в поэме сцена, когда в голодный год женщину убивают кольями только за то, что она рубаху чистую надела в рожде­ство. По народным приметам, это ведет к неурожаю.

Однажды Тимофеевна приняла наказание розгами за сына, не уберегшего овцу от волчицы. Описывая эту историю, Н. А. Некрасов с восхищением пишет о силе и бескорыстии материнской любви. Тимофеевна – типичная русская жен­щина, у которой “потупленная голова” и гневное сердце.

Под­черкивая силу характера героини, Н. А. Некрасов показывает ее и в минуты слабости: Матрена подобно Аленушке со зна­менитой картины художника В. М. Васнецова идет на речку, садится на серый камушек ракитова куста и рыдает. Еще один выход для женщины – молиться.

Описание трудной жизни крестьянки приоткрывает завесу над общей картиной народной жизни в России. Голод, нужда, рекрутчина, необразованность и отсутствие квалифицирован­ной медицинской помощи – вот в каких условиях находится русское крестьянство. Не случайно плач и слезы – наиболее часто употребляющиеся мотивы в поэме.

Вставным сюжетом является фрагмент главы под названи­ем “Савелий, богатырь святорусский” о том, как взбунтовав­шиеся работники закопали хозяина. Потом выпала Савелию каторга, поселение, лишь в старости смог вернуться он в род­ные места.

В главе “Последыш” старик Влас рассказывает о своем помещике, который постоянно бранил крестьян, не понимая, что работают они уже не на барской, а на своей полосе. Барин издает абсурдные приказы, под которыми все смеются. Не сразу народ понимает, что барин сошел с ума.

Однажды не вытерпел мужик Агап и отругал самого барина. Постановили в присутствии помещика “за дерзость беспримерную Агапа наказать”. Однако на деле наказание это оборачивается фар­сом: бурмистр Клим отводит Агапа в конюшню, ставит ему штоф вина и велит кричать и стонать, чтобы барин слышал: “Как из конюшни вынесли Его мертвецки пьяного Четыре мужика, Так барин даже сжалился: “Сам виноват, Агапушка!”

– Он ласково сказал”. Эта сцена красноречиво свидетельст­вует о том, что безвозвратно прошло время дворянского вла­дычества. Эту же мысль подчеркивает сцена смерти старого князя в финале главы: “Крестьяне пораженные Перегляну­лись… крестятся…

Вздохнули… Никогда такого вздоха дружного, Глубокого-глубокого Не испускала бедная Безгра­мотной губернии Деревня Вахлаки…”.

Глава “Пир – на весь мир” подвергалась серьезной цен­зурной правке. Перед ней есть посвящение С. П. Боткину – известному врачу, лечившему Н. А. Некрасова.

Наиболее ярким эпизодом главы является фрагмент “Про холопа примерного – Якова верного”. В нем ставится про­блема холопства. “Люди холопского звания – Сущие псы иногда: Чем тяжелей наказания, Тем им милей господа”, – пишет Н. А. Некрасов. Поэт убедительно показывает, что не­которым крестьянам даже нравится чувство холопства.

У них так прочно выработана рабская психология, что им даже нра­вится унижение: “Только и было у Якова радости: Барина хо­лить, беречь, ублажать”.

Помещик же в ответ на заботы Якова платил черной не­благодарностью. Он даже не разрешил его племяннику Грише жениться на любимой девушке и сослал в рекруты. Обиделся Яков, отвез барина в Чертов овраг, но не учинил расправы, а сам повесился на глазах у хозяина. Всю ночь пролежал безно­гий барин в овраге, видя, как вороны клюют тело мертвого Якова.

Утром его нашел охотник. Вернувшись домой, барин понял, какой грех он совершил.

Еще одним важным образом в поэме является образ на­родного заступника Гриши Добросклонова. Лишь ему в поэме улыбнулось изведать счастье. Гриша еще молод, но “лет пят­надцати Григорий твердо знал уже, Что будет жить для сча­стия Убогого и темного Родного уголка”. Сочиненная юным поэтом песня “Русь” есть подлинный призыв к революцион­ному переустройству мира: “Рать подымается – Неисчисли­мая, Сила в ней скажется Несокрушимая!” Таким образом, Н. А. Некрасов как поэт-гражданин убедительно показывает, что счастье состоит в служении другим людям, в борьбе за на­родное дело. “Не надо мне ни серебра, Ни золота, а дай гос­подь, Чтоб землякам моим И каждому крестьянину Жилось вольготно-весело На всей святой Руси!” – восклицает герой.

В образе Г. Добросклонова Н. А. Некрасов воплотил собира­тельный образ революционера, молодого человека, способно­го посвятить жизнь борьбе за светлое будущее России.

Глоссарий:

– анализ главы поп кому на руси жить хорошо

– некрасов кому на руси жить хорошо анализ

– кому на руси жить хорошо анализ по главам

– анализ главы крестьянка кому на руси жить хорошо

– Анализ главы Пьяная ночь


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ поэмы Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”. Часть 3