Анализ поэмы Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”

Поэма “Кому на Руси жить хорошо” – вершинное произ­ведение творчества Н. А. Некрасова. Он долго вынашивал за­мысел этого произведения, четырнадцать лет работал над тек­стом поэмы (с 1863 по 1877 год). В критике принято определять жанровую принадлежность произведения как поэма-эпопея.

Произведение это не закончено, однако, несмотря на сюжетную незавершенность, в ней воплощено глубокое со­циальное значение.

Поэма состоит из четырех глав, объединенных сюжетом о том, как мужики поспорили: кто на Руси счастлив. Среди воз­можных вариантов

поиска счастливых были такие: помещик, чиновник, пои, купец, боярин, министр и сам царь. Однако от встречи с некоторыми категориями “счастливцев” мужики от­казались, так как на самом деле их (как и автора) интересовал вопрос о народном счастье.

Расположение последних трех частей тоже в распоряжениях автора осталось не до конца проясненным.

Сюжет поэмы выдержан в форме путешествия. Подобное построение помогает включать различные картины. Уже в Прологе звучит тонкая ирония писателя по поводу российской действительности, выраженная в “говорящих” названиях де­ревень (“Заплатова, Дырявина,

Разутова, Знобишина, Горело­ва, Неелова, Неурожайкатож”).

В поэме сильны разговорные интонации. Текст ее напол­нен диалогами, риторическими вопросами и восклицаниями, анафорическими повторами (“В каком году – рассчитывай, В какой земле – угадывай”, “Как село солнце красное. Как ве­чер наступил…”), повторами внутри строк (“Ой, тени!

Тени черные!”). Представленные в поэме небольшие пейзажные за­рисовки тоже выполнены как стилизации под фольклор: “Уж ночь давно сошла, Зажглися звезды частые В высоких небе­сах. Всплыл месяц, тени черные Дорогу перерезали Ретивым ходокам”. Многочисленные инверсии, постоянные эпитеты, олицетворения, упоминание образов из русских народных ска­зок (“Ну!

Леший шутку славную Над нами подшутил!”) и да­же загадки (“Без тела – а живет оно, Без языка – кричит!” (эхо)) – все эти художественные детали также придают поэме фольклорную окрашенность.

Н. А. Некрасову нужен данный художественный эффект для того, чтобы подчеркнуть, что главным героем произведе­ния является народ. Не случайно в романе так много русских народных имен.

Мечты мужиков о счастье просты, требования к радостям жизни реальны и обыкновенны: хлеб, водочка, огурчики, квас да горячий чай.

В поисках счастья мужики обращаются к птичке: “Ой ты, пичуга малая! Отдай свои нам крылышки. Все царство обле­тим, Посмотрим, поразведаем, Попросим – и дознаемся: Ко­му живется счастливо, Вольготно на Руси?”. В этом тоже про­является следование народнопоэтической традиции.

В древности способность птиц летать, переноситься на большое расстояние расценивалась как наличие у них сверхъестествен­ных сил, особая близость к Богу. В связи с этим просьба му­жиков к птице одолжить крылышки подчеркивает символиче­ский план восприятия темы: справедливо ли устроено царство. Традиции народной сказки воплощает в поэме образ скатерти самобранной: “Эй, скатерть самобраная!

Попотчуй мужиков!

– По вашему хотению, По вашему велению, Все явится тот­час”. Образ дороги в поэме подчеркивает необъятные просто­ры России, что еще раз подчеркивает необъятные просторы России, что еще раз свидетельствует о важности поднимаемо­го автором вопроса: как живут жители огромной, наделенной природными богатствами страны?

Еще одним жанром русского фольклора, к которому Н. А. Некрасов обращается в поэме, является заговор: “Ты, вижу птица мудрая, Уважь – одежу старую На нас заворо­жи!” Таким образом, произведение подчеркивает еще и ду­ховный потенциал народа, причудливое переплетение христи­анского и языческого начал в его миропонимании. Сказочная форма помогает автору несколько завуалировать остроту по­нимаемых им социальных проблем. По мнению Н. А. Некрасо­ва, вопросы спорные должны решаться “по разуму, по-божески”.

Рисуя перед читателем галерею социальных типов, Н. А. Некрасов начинает с попа. Это закономерно, ведь служитель церкви должен, по логике вещей, лучше всех понимать идею божественного мироустройства и социальной справедливости. Не случайно мужики просят отвечать попа “по со­вести, по разуму”, “по-божески”.

Оказывается, поп просто несет свой крест по жизни и сча­стливым себя не считает: “Дороги наши трудные, Приход у нас большой. Болящий, умирающий, Рождающийся в мир Не избирают времени: В жнитво и в сенокос, В глухую ночь осеннюю. Зимой, в морозы лютые, И в половодье вешнее Иди

– куда зовут!” Попу доводилось видеть и слышать всякое, поддерживать людей в самые трудные моменты жизни: “Нет сердца, выносящего Без некоего трепета Предсмертное хрипе­ние, Надгробное рыдание, сиротскую печаль”. Рассказ попа поднимает проблему счастья с социального уровня воспри­ятия до философского. Покой и почет попу и не снятся.

А бы­лое богатство приходов с началом распадения дворянских гнезд утрачивается. Поп не видит и духовной отдачи от своей миссии (еще хорошо, что в данном приходе две трети населе­ния живет в православии), а в других – одни раскольники). Из его рассказа мы узнаем о скудности крестьянской жизни: “Деревни наши бедные, А в них крестьяне хворые Да женщи­ны печальницы.

Кормилицы, поилицы, Рабыни, богомолицы И труженицы вечные, Господь, прибавь им сил! С таких тру­дов копейками Живиться тяжело!”

Однако у крестьянина иной взгляд на поповское житье: один из мужиков знает об этом хорошо: “три года он жил у попа в работниках и знает, что у того каша – с маслицем, пи­рог – с начинкою.

Глоссарий:

– кому на руси жить хорошо анализ

– анализ кому на руси жить хорошо

– анализ произведения кому на руси жить хорошо

– анализ кому на руси жить хорошо по главам

– кому на руси жить хорошо поп анализ


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ поэмы Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”