Анализ поэмы Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”
Поэма “Кому на Руси жить хорошо” – вершинное произведение творчества Н. А. Некрасова. Он долго вынашивал замысел этого произведения, четырнадцать лет работал над текстом поэмы (с 1863 по 1877 год). В критике принято определять жанровую принадлежность произведения как поэма-эпопея.
Произведение это не закончено, однако, несмотря на сюжетную незавершенность, в ней воплощено глубокое социальное значение.
Поэма состоит из четырех глав, объединенных сюжетом о том, как мужики поспорили: кто на Руси счастлив. Среди возможных вариантов
Расположение последних трех частей тоже в распоряжениях автора осталось не до конца проясненным.
Сюжет поэмы выдержан в форме путешествия. Подобное построение помогает включать различные картины. Уже в Прологе звучит тонкая ирония писателя по поводу российской действительности, выраженная в “говорящих” названиях деревень (“Заплатова, Дырявина,
В поэме сильны разговорные интонации. Текст ее наполнен диалогами, риторическими вопросами и восклицаниями, анафорическими повторами (“В каком году – рассчитывай, В какой земле – угадывай”, “Как село солнце красное. Как вечер наступил…”), повторами внутри строк (“Ой, тени!
Тени черные!”). Представленные в поэме небольшие пейзажные зарисовки тоже выполнены как стилизации под фольклор: “Уж ночь давно сошла, Зажглися звезды частые В высоких небесах. Всплыл месяц, тени черные Дорогу перерезали Ретивым ходокам”. Многочисленные инверсии, постоянные эпитеты, олицетворения, упоминание образов из русских народных сказок (“Ну!
Леший шутку славную Над нами подшутил!”) и даже загадки (“Без тела – а живет оно, Без языка – кричит!” (эхо)) – все эти художественные детали также придают поэме фольклорную окрашенность.
Н. А. Некрасову нужен данный художественный эффект для того, чтобы подчеркнуть, что главным героем произведения является народ. Не случайно в романе так много русских народных имен.
Мечты мужиков о счастье просты, требования к радостям жизни реальны и обыкновенны: хлеб, водочка, огурчики, квас да горячий чай.
В поисках счастья мужики обращаются к птичке: “Ой ты, пичуга малая! Отдай свои нам крылышки. Все царство облетим, Посмотрим, поразведаем, Попросим – и дознаемся: Кому живется счастливо, Вольготно на Руси?”. В этом тоже проявляется следование народнопоэтической традиции.
В древности способность птиц летать, переноситься на большое расстояние расценивалась как наличие у них сверхъестественных сил, особая близость к Богу. В связи с этим просьба мужиков к птице одолжить крылышки подчеркивает символический план восприятия темы: справедливо ли устроено царство. Традиции народной сказки воплощает в поэме образ скатерти самобранной: “Эй, скатерть самобраная!
Попотчуй мужиков!
– По вашему хотению, По вашему велению, Все явится тотчас”. Образ дороги в поэме подчеркивает необъятные просторы России, что еще раз подчеркивает необъятные просторы России, что еще раз свидетельствует о важности поднимаемого автором вопроса: как живут жители огромной, наделенной природными богатствами страны?
Еще одним жанром русского фольклора, к которому Н. А. Некрасов обращается в поэме, является заговор: “Ты, вижу птица мудрая, Уважь – одежу старую На нас заворожи!” Таким образом, произведение подчеркивает еще и духовный потенциал народа, причудливое переплетение христианского и языческого начал в его миропонимании. Сказочная форма помогает автору несколько завуалировать остроту понимаемых им социальных проблем. По мнению Н. А. Некрасова, вопросы спорные должны решаться “по разуму, по-божески”.
Рисуя перед читателем галерею социальных типов, Н. А. Некрасов начинает с попа. Это закономерно, ведь служитель церкви должен, по логике вещей, лучше всех понимать идею божественного мироустройства и социальной справедливости. Не случайно мужики просят отвечать попа “по совести, по разуму”, “по-божески”.
Оказывается, поп просто несет свой крест по жизни и счастливым себя не считает: “Дороги наши трудные, Приход у нас большой. Болящий, умирающий, Рождающийся в мир Не избирают времени: В жнитво и в сенокос, В глухую ночь осеннюю. Зимой, в морозы лютые, И в половодье вешнее Иди
– куда зовут!” Попу доводилось видеть и слышать всякое, поддерживать людей в самые трудные моменты жизни: “Нет сердца, выносящего Без некоего трепета Предсмертное хрипение, Надгробное рыдание, сиротскую печаль”. Рассказ попа поднимает проблему счастья с социального уровня восприятия до философского. Покой и почет попу и не снятся.
А былое богатство приходов с началом распадения дворянских гнезд утрачивается. Поп не видит и духовной отдачи от своей миссии (еще хорошо, что в данном приходе две трети населения живет в православии), а в других – одни раскольники). Из его рассказа мы узнаем о скудности крестьянской жизни: “Деревни наши бедные, А в них крестьяне хворые Да женщины печальницы.
Кормилицы, поилицы, Рабыни, богомолицы И труженицы вечные, Господь, прибавь им сил! С таких трудов копейками Живиться тяжело!”
Однако у крестьянина иной взгляд на поповское житье: один из мужиков знает об этом хорошо: “три года он жил у попа в работниках и знает, что у того каша – с маслицем, пирог – с начинкою.
Глоссарий:
– кому на руси жить хорошо анализ
– анализ кому на руси жить хорошо
– анализ произведения кому на руси жить хорошо
– анализ кому на руси жить хорошо по главам
– кому на руси жить хорошо поп анализ