Самое большое имя поэтов — имя Анны Ахматовой

Это псевдоним (но псевдоним, который фактически заменил подлинное имя даже в частной жизни) Анны Андреевны Горенко. (Ахматова — девичья фамилия ее матери.) Родилась она в Киеве в 1889 г. В 1910 г. она вышла замуж за Гумилева, в 1911 г. впервые были напечатаны ее стихи. В 1912 г. вышла ее первая книга Вечер, с предисловием Кузмина, не привлекшая внимания вне литературной среды.

Но вторая ее книга — Четки, появившаяся в 1914 г., за несколько месяцев до войны, имела беспрецедентный успех. Она сразу же сделала Ахматову знаменитой и выдержала больше изданий,

чем любой из стихотворных сборников новой школы. Третья книга — Белая стая — появилась в 1917 г., а четвертая — Anno Domini — в 1922. После развода с Гумилевым она вышла замуж за Владимира Казимировича Шилейко, блистательного молодого ассириолога (и очень оригинального, хотя очень мало пишущего поэта), но через несколько лет они разошлись.

Живет она в Петербурге и после смерти Блока стала Princeps (первой) в литературной республике этого города. Поэзия ее — чисто личная и в значительной степени автобиографичная, но, разумеется, всякий биографический комментарий сейчас был бы преждевременным.

Успех Ахматовой

состоялся именно из-за личного и автобиографического характера ее стихов: они откровенно чувствительны, в том смысле, что говорят о чувствах; чувства же выражены не в символических или мистических терминах, а на простом и внятном человеческом языке. Главная их тема — любовь. Она всегда реальная, причем не только само чувство, но и его трактовка.

Стихотворения ее реалистичны, живо-конкретны; их легко представить себе зрительно. У них всегда определенное место действия — Петербург, Царское Село, деревня в Тверской губернии. Многие могут быть охарактеризованы, как лирические драмы (термин, который вполне уместно вызывает в памяти Браунинга): Ночная встреча и Утреннее расставание могли бы быть написаны Ахматовой. Главная черта ее коротких стихотворений (они редко бывают длиннее, чем двенадцать строк, и никогда не превышают двадцати) — их величайшая сжатость.

Техническое совершенство их не может быть передано переводом.

— Настоящую нежность не спутаешь

— Ни с чем, и она тиха.

— Ты напрасно бережно кутаешь

— Мне плечи и грудь в меха.

— И напрасно слова покорные

— Говоришь о первой любви.

— Как я знаю эти упорные

— Несытые взгляды твои.

Другое лирико-драматическое стихотворение несколько другого тона:

— Со дня Купальницы-Аграфены

— Малиновый платок хранит.

— Молчит, а ликует, как царь Давид.

— В морозной келье белы стены,

— И с ним никто не говорит.

— Приду и стану на порог,

— Скажу: «Отдай мне мой платок!»

Оба стихотворения написаны в ее первой манере, которая ее прославила и которая господствует в Четках и, большей частью, в Белой стае. Но в этой последней книге уже проявляется новый стиль. Он начинается с пронзительных и пророческих стихов под многозначительным названием Июль 1914.

Это более строгий, более суровый стиль, и материал его трагический — тяжкие испытания, которые начались для ее родины с началом войны. Легкая и грациозная метрика ранних стихов сменяется суровой и торжественной героической строфой и другими подобными размерами нового ритма. Иногда ее голос достигает грубого и мрачного величия, которое заставляет вспомнить о Данте.

Не переставая быть женским по чувству, он становится «мужским» и «мужественным». Этот новый стиль постепенно вытеснил ее раннюю манеру, а в Anno Domini овладел даже ее любовной лирикой и стал доминантой ее творчества. Ее «гражданскую» поэзию нельзя назвать политической.

Она надпартийна; скорее она религиозная и пророческая. В ее голосе слышится авторитет того, кто имеет право судить, и сердце, чувствующее с необычной силой. Вот характерные стихи 1916 г.:

— Чем хуже этот век предшествующих? Разве

— Тем, что в чаду печали и тревог

— Он к самой черной прикоснулся язве,

— Но исцелить ее не мог.

— Еще на западе земное солнце светит

— И кровли городов в его лучах блестят,

— А здесь уж белая дома крестами метит

— И кличет воронов, и вороны летят.

В своих последних произведениях Ахматова, как кажется, сознательно стремится избавиться от всего, что привлекало к ней читателей. От утонченности сконцентрированных, предельно сгущенных романов о любви, какими являются ее лирические драмы, она ушла в строгий и аскетический высокий стиль, который вряд ли многим придется по вкусу. Авангардные поэтические школы считают Ахматову старомодной «реакционеркой», но нет сомнения, что место ее в пантеоне потомства сохранится среди немногих истинных поэтов.


Самое большое имя поэтов — имя Анны Ахматовой