ПРОНЗИТЕЛЬНАЯ ЛИРИКА АННЫ АХМАТОВОЙ

Тема любви, безусловно, занимает в по-
эзии Анны Ахматовой центральное место.
Неподдельная искренность любовной лирики
Ахматовой в сочетании со строгой гармонией
позволили современникам называть ее рус-
ской Сафо сразу же после выхода первых
поэтических сборников.
Ранняя любовная лирика Анны Ахмато-
вой воспринималась как своеобразный ли-
рический дневник. Однако изображение
романтически преувеличенных чувств не
свойственно ее поэзии. Ахматова говорит о
простом человеческом счастье и о земных,
обычных

горестях: о разлуке, измене, оди-
ночестве, отчаянии — обо всем, что близ-
ко многим, что способен испытать и понять
каждый.
Любовь в лирике А. Ахматовой предстает
как «поединок роковой», она почти никогда
не изображается безмятежно, идиллически,
а, наоборот, в предельно кризисном выра-
жении: в момент разрыва, разлуки, утраты
чувства или первого бурного ослепления
страстью.
Обычно ее стихи — начало драмы или ее
кульминация. «Мукой живой души» платит
ее лирическая героиня за любовь. Сочетание
лиризма и эпичности сближает стихи А. Ах-
матовой с жанрами
романа, новеллы, драмы,
лирического дневника.
Одна из тайн ее поэтического дара за-
ключается в умении полно выразить самое
интимное в себе и окружающем мире. В ее
стихах поражает струнная напряженность
переживаний и безошибочная меткость ос-
трого их выражения. В этом сила Ахма-
товой.
Тесно переплетены в стихах Анны Ахма-
товой тема любви и тема творчества. В ду-
ховном облике героини ее любовной лирики
угадывается «крылатость» творческой лично-
сти. Трагическое соперничество Любви и Му-
зы отразилось во многих произведениях, на-
чиная с раннего, 1911 года. Однако Ахматова
предвидит, что поэтическая слава не может
заменить любви и счастья земного.
Интимная лирика А — Ахматовой не огра-
ничивается лишь изображением отношений
любящих. В ней всегда — неиссякаемый ин-
терес поэта к внутреннему миру человека.
Своеобразие ахматовских стихов о любви,
оригинальность поэтического голоса, переда-
ющего самые сокровенные мысли и чувства
лирической героини, наполненность стихов
глубочайшим психологизмом не могут не вы-
зывать восхищения.
Как никто другой Ахматова умеет рас-
крыть самые потаенные глубины внутреннего
мира человека, его переживания, состояния,
настроения. Поразительная психологическая
убедительность достигается использованием
очень емкого и лаконичного приема красноре-
чивой детали (перчатка, кольцо, тюльпан в
петлице…).
«Земная любовь» у А. Ахматовой подра-
зумевает и любовь к окружающему человека
«земному миру». Изображение человеческих
отношений неотрывно от любви к родной
земле, к народу, к судьбе страны. Пронизы-
вающая поэзию А. Ахматовой идея духовной
связи с Родиной выражается в готовности
пожертвовать ради нее даже счастьем и бли-
зостью с самыми дорогими людьми («Молит-
ва»), что впоследствии так трагически сбы-
лось в ее жизни.
До библейских высот поднимается она в
описании материнской любви. Страдания ма-
тери, обреченной видеть крестные муки сво-
его сына, просто потрясают в «Реквиеме»:
Хор ангелов великий час восславил,
И небеса расплавились в огне.
Отцу сказал: «Почто Меня оставил!»
А Матери: «О, не рыдай Мене…»
Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.
Таким образом, поэзия А. Ахматовой не
только исповедь влюбленной женщины, это
исповедь человека, живущего всеми бедами,
болями и страстями своего времени и своей
земли.
Анна Ахматова как бы объединила «жен-
скую» поэзию с поэзией основного потока.
Но это объединение лишь кажущееся —
Ахматова очень умна: сохранив тематику и
многие приемы женской поэзии, она корен-
ным образом переработала и то, и другое
в духе не женской, а общечеловеческой по-
этики.
Мир глубоких и драматических пережива-
ний, очарование, богатство и неповторимость
личности запечатлелись в любовной лирике
Анны Ахматовой.


ПРОНЗИТЕЛЬНАЯ ЛИРИКА АННЫ АХМАТОВОЙ