Поиск смысла жизни, нравственные искания литературных героев

Во все времена человека думающего волнуют такие вопросы: «Кто я? Зачем я живу? В чем смысл моей жизни?» И именно они выводят людей на путь духовных исканий, который часто оказывается тернистым и далеко не простым. Не всегда удается сразу найти то, к чему ты стремишься, но если долго и упорно идти, то все твои старания окупятся сторицей.

Об этом свидетельствуют жизненные поиски литературных героев, показанные классиками отечественной литературы в своих произведениях.

Достаточно вспомнить путь Пьера Безухова — героя романа Л. Н.

Толстого «Война и мир».

На протяжении всего произведения мы можем наблюдать, как формируются взгляды передового человека той эпохи — декабриста, патриота.

В начале эпопеи Пьер — «чужестранец» в светском мире Петербурга. Воспитанный заграницей, он восхищается идеями французской революции и Наполеоном. В высшем свете Пьера принимают лишь потому, что он сын графа Безухова — одного из самых богатых и влиятельных людей России.

Молодой человек смотрит на жизнь сквозь розовые очки, мечтает о настоящей чистой любви и именно поэтому женится на Элен Курагиной. Но брак оказывается неудачным.

Столкнувшись с предательством и подлостью со стороны своей супруги, Пьер пребывает в растерянности.

Снова найти себя, выйти из этого состояния герою помогает встреча с Баздеевым и последовавшее за этим вступление в масонство. В нем Пьера привлекают идеи равенства, братства и любви. Безухов верит в то, что в жизни должны царить добро и правда. Воодушевленный новыми идеями, граф начинает преобразования в своих имениях.

Но все прекрасные планы не осуществляются, потому что Безухов не умеет контролировать выполнение собственных распоряжений управляющими, а те беззастенчиво обманывают хозяина. Поближе познакомившись с масонами, Пьер понимает, что они преследуют личные интересы, не заботясь о других людях, а лицемерие и ханжество, процветающие в их рядах, окончательно разочаровывают графа. Он не может и не хочет мириться с подобным, а потому порывает с масонами.

Но жизнь идет своим чередом, наступает тяжелый для России тысяча восемьсот двенадцатый год. Пьер не является военным и может просто остаться в стороне от происходящих событий. Однако искренне любя свою страну и желая помочь ей, граф отдает миллион рублей на содержание ополченцев, что для тех времен считалось огромной суммой.

Пребывание на Бородинском поле заставляет Пьера кардинально изменить свое мнение о войне. Он видит страдания людей, их страх и ужасную смерть, которые оказывают на него сильное влияние. Граф приходит к выводу, что в войне нет ничего прекрасного или героического, не существует победителей, а лишь проигравшие.

Окрыленный идеей во что бы то ни стало прекратить войну, Пьер остается в захваченной Москве, дабы убить Наполеона. Безухов убежден, что смерть французского императора остановит военные действия, и ради этого готов пожертвовать своей жизнью. Конечно, такая мысль выглядит наивной, но не может не вызывать уважения патриотический порыв человека, готового отдать жизнь за свою страну.

Попав во французский плен, Пьер знакомится с Платоном Каратаевым. Его поражает способность простого солдата испытывать добрые чувства по отношению ко всем людям, не деля их на своих и чужих. Этот совершенно новый взгляд на жизнь заставляет молодого мужчину понять подлинную ее ценность, именно ту истину, которую он искал на протяжении всего своего существования. Оказывается, каждый человек имеет право на счастье и обязан быть счастливым.

Вот только смерть Платона от рук французских солдат, которым он чинил одежду, шил сапоги, корректирует каратаевскую теорию: не может любовь быть безликой, она должна защищать, оберегать близких людей.

Испытания, выпавшие на долю Безухова, изменяют его, делают мудрее, и перед нами уже совершенно другой человек, четко знающий, чего он хочет добиться в этой жизни.

Отечественная война заканчивается полной победой России. Жизнь налаживается, и ничто не мешает Пьеру быть счастливым с любимой Наташей. Но, к своему ужасу, он видит, что вчерашние герои войны, проявившие чудеса мужества, отстоявшие право России на независимость, вернулись домой крепостными, лишенными каких-либо человеческих прав.

Справедливо ли это? Безусловно, нет. Граф не может смириться с таким положением вещей.

Понимая необходимость социальных перемен в обществе, он начинает посещать политические кружки. По всей логике событий, мы осознаем, что Безухов станет декабристом и будет среди тех, кто выйдет на Сенатскую площадь в тысяча восемьсот двадцать пятом году. Его жизненный путь не будет легким, но это дорога чести и достоинства, то, к чему должен стремиться каждый.

Война, хотя и состоявшаяся на век позже, изменила жизнь и героя рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека». Перед нами предстает обычный труженик Андрей Соколов. В его семье царят гармония и понимание: покладистая веселая жена, которая старается даже при небольшом достатке «сладкий кусок сготовить», любящие дети: сын и две дочери.

Только этим и счастлив Соколов, но тут — война, разрушающая все и всех на своем пути.

Герой с необычайной стойкостью, достойной уважения, выносит все тяготы и испытания, с которыми сталкивается на своем жизненном пути. На фронт провожает его вся семья. Уже тогда тонкое женское сердце чувствует, как много горя принесет эта война, как сильно она изменит жизнь их некогда счастливой семьи: «Не увидимся мы больше на этом свете!». Дальше — хуже.

На передовой шофер получает два легких ранения, затем фашистский плен, где ему приходится терпеть ужасные истязания. Казалось бы, что может быть страшнее? Но судьба не останавливается на этом.

В течение всего времени, проведенного на фронте, Андрея Соколова поддерживает мысль о любящей его семье, которая ждет его в тылу. Солдат знает, что есть те, к кому он должен вернуться, кого он должен защищать, и именно это позволяет ему двигаться вперед и выдерживать все испытания. Но, вернувшись в тыл, мужчина обнаруживает, что его дом разбомбили, ведь он стоял около авиазавода, жена и дочери погибли. Это становится для Андрея ударом намного тяжелее, чем все, что ему приходилось переживать прежде.

Однако даже в этой ситуации у него все еще остается лучик света, та нить, которая не дает ему погрузиться в отчаяние — его сын Анатолий. Вот только война лишает героя последнего дорогого существа, капитан Соколов гибнет, не дожив до Великой Победы совсем немного.

Перенесенные эти испытания меняют Соколова, но ничто не в силах убить в нем человека. Он встречает сироту Ванюшу, никому не нужного мальчика, который спит в собачьей будке и ест то, что находит на земле. Герой понимает, что, если ему, взрослому, так трудно и тяжело в это страшное время, то, что должен испытывать этот малыш. И тогда Андрей принимает для себя единственно верное решение: называется отцом Ванюши, отдавая ему всю теплоту и любовь, которые остались в сердце, истерзанном жестокими ударами судьбы.

Нельзя не вспомнить всем знакомые строки Библии: Если тебе плохо, найди того, кому еще хуже и помоги ему. И как можно не уважать человека, способного забыть о своей собственной боли ради другого?

Рассказ автор заканчивает фразой, полной уверенности в том, что именно такие люди, как Андрей Соколов, могут воспитать «русского человека, человека несгибаемой воли», способного, как и его предки, преодолеть все преграды и не сбиться с пути, который проведет его и Россию через все, даже самые страшные, времена.

Поиски себя и своего духовного пути часто бывают жестокими. Но, только пройдя все испытания и тяготы, посланные нам судьбой, мы можем стать настоящими людьми. В заключение хочу привести слова Иоганна Гете, с которыми, на мой взгляд, невозможно не согласиться:

Пусть чередуется весь век

Счастливый рок и рок несчастный,

В неутомимости всечастной

Себя находит человек.


Поиск смысла жизни, нравственные искания литературных героев