«Письмо в вечность» — баллада о подвиге (по роману Ю. Яновского «Всадники»)

Сквозь воду и солнце, и тьму ночи, все быстрее летит адская машина… И землю укрывают слезы женские: «Убили единственного сына». Сколько книг о вас еще не написано…». Ю. Яновский

Роман «Всадники» Ю. Яновского — романтический рассказ о событиях революции 1917 года и гражданской войне. Сегодня на эти страницы истории разные взгляды, и я хочу сосредоточить внимание не на событиях, а на человеке, как участнике этих событий. Листаю страницы романа «Всадники», который уже перечитанный и пересмотренный несколько раз.

До глубины

души поражает новелла «Двойной круг».

Синтезирую свои знания и прихожу к выводу: то о чем рассказывает Ю. Яновский — реальные картины той жизни, страшная действительность, которая посредством братоубийства утверждала новую формацию. Писатель не открыл здесь чего-то нового, необыкновенного: классовая борьба всегда требовала жертв. Тем не менее, становится жутко от того, что идея, за которую отдавали жизнь, не дала положительных последствий. Новеллу «Письмо в вечность» (пятую новеллу из романа «Всадники») можно назвать балладой.

Ее сюжет основан на героизме безымянного почтальона.

В

ней нет ни одной внесюжетной детали. Внимание автора сконцентрировано на одной, в сущности, эпохе из жизни почтальона. Отсутствие внесюжетных компонентов не обедняет мастерство прозаика. Главная задача автора — не отворачивать внимания читателя, а глубоко, всесторонне раскрыть внутреннее состояние героя во время самых страшных испытаний, которые обожгли его судьбу.

Новелла «Письмо в вечность» — это один эпизод из жизни солдата революции. Это будто одна сцена, которая составляет эмоциональное целое, и если ее разложить на части, на элементы, то она потеряет свою красоту, художественную силу, содержание. Соответственно, новелла является художническим монолитом, в основе которого — внутренний мир человека, который отдал себя идее.

Впервые мы видим почтальона тогда, когда его тело взбешенный доберман нашел недалеко от берега. «На нем не было ни одного живого места, и пиявки грудами всасывались в тело». Он был бес сознания. И когда пришел в себя и понял, что лопал в руки немцев и гетманцев, дал клятву себе: никакая сила не тронет его, пока он не отдаст «последнее письмо».

До боли поражают монологи почтальона.

Он стремится спрятать нужную немцам информацию в самые дальние уголки памяти, чтобы «никакая физическая боль не донеслась туда». Человек и физические и моральные испытания… Каждый ли сможет найти в себе силы, чтобы побороть их, не теряя человеческого достоинства?! Этот вопрос риторический.

У почтальона в какой-то момент боль была невыносимая и возникло желание умереть, вонзить в грудь нож. Но это только на какой-то миг… Революционер не имел права умирать, «он должен был нести свое окровавленное тело сквозь поток Времени к ночи…». Он примет все мучения, так как последнее письмо должен передать повстанцам.

Его били шомполами. Его пугали, а он знал одно: не отдаст свою жизнь, как письмо, врагу. Даже угрозы расстрелять мать не принудили юношу говорить.

И только тогда, когда во тьме родилось множество огней (пришли повстанцы, которым почтальон должен был показать, где спрятано оружие), юноша крикнул: «Вот кто возьмет мое оружие, теперь стреляйте меня…». «Письмо в вечность пошло вместе с жизнью, как свет от давно угасшей одинокой звезды». Так, почтальон — мужественный человек, способен перенести самые страшные пытки во имя великой цели. Правильно ли поступил юноша?

Не будем отвечать на этот вопрос. Жизнь — это талисман, данный нам Всевышним, а распоряжается этим чудодейственным даром каждый в соответствии со своим мировоззрением.


«Письмо в вечность» — баллада о подвиге (по роману Ю. Яновского «Всадники»)