Мотивы раннего творчества Юрия Яновского

Родился в с. Майеровом (теперь Кировоградская область) в зажиточной крестьянской семье. Закончил Елисаветградское реальное училище, служил в разных учреждениях. Учился в Киевском политехническом институте, но не закончил его из-за материальных нужд. Работал в газете “Большевик”, потом заинтересовался киноискусством.

Был сначала редактором кинофотоуправления, а с 1926г. стал главным редактором Одесской кинофабрики. Жил в Харькове. Во время Второй мировой войны в эвакуации возглавлял журнал “Украинская литература” (теперь –

“Отчизна”). Последние годы жизни провел в Киеве.

Поэт, прозаик. В творениях Яновского присутствует дух творческого беспокойства, порыв к утверждению индивидуальности человека в непостоянном мире. Известнейшие из них: сборник стихотворений “Прекрасная Ут”, романы “Мастер корабля”, “Четыре сабли”, “Всадники”.

Яновский строил свое творчество на идеалах культового немецкого философа XIX столетия Фридриха Ницше. Главный тезис учения мыслителя – воля к власти, которая рождает сверхчеловека. Цель жизни – возвышение над другими.

Мировоззрение Яновского отличает идея вечного

возвращения, языческой цикличности жизни. Поэтому круг выступает эмблемой всего творчества художника. Кровная память предков, “кровь земли”, ценности матери-земли – вот приоритеты его литературных героев.

Совершенная естественная красота и жестокость его персонажей идут от акцентирования детского, мужественного и жестокого типа человека. Жестокость и стоицизм здесь подчеркивают достоинство врага. Чем жестче наказание, тем большие симпатии к врагу, равенство ему.

Война и революция несут справедливость, новый мир, а жестокость – воля Божья во имя утверждения нового порядка существования. Создание революции ассоциируется с актом создания мира.

Традиционный гуманизм для Яновского чужой. Его гуманизм в жестокости. Только жестокость будет оказывать содействие самосозданию человека, утверждению в мире воли к власти.

Жизнь – составная часть воли к власти. Люди легко умирают и уничтожают других. Герой Яновского наделен мифологическим мироощущением: жертвенность лежит в акте создания мира.

Герой – это не только убийца, это жертва, поспешно готовая к смерти.

Почтальон (новелла “Письмо в вечность”) – аналог всех жертв, которые существовали до него. События происходят в субботу перед праздниками. Люди собирают зелень, чтобы украсить дом. Зеленые праздники – время, когда чтят своих предков, когда к живым приходят души умерших родственников.

Эта связь предусматривала жертвенность. Быть жертвой, было делом чести. Герой принадлежит к избранным жертвам. Извне он очень слабый, замученный.

Пиявки, которые присосались к телу – украшения на теле жертвы. Герой обнаруживает волю к власти над собой, над собственной памятью. Он приказывает себе забыть информацию, которой владел, чтобы не выдать ее врагу.

Умирание в одиночестве подобно уровню прозрения, недоступного другим.

Украинские писатели мыслили законами экзистенциализма. Уровень становления чего-нибудь соотносится с фактом обреченности насмерть. Смерть – то, на что обречены все. Смерть – единый творец.

В литературы предопределяется появление новых жанров – роман в новеллах (“Всадники”, “Четыре сабли”).

“Всадники” – восемь новелл. В каждой речь идет о чьей-то смерти. “Двойной круг” – смерть братьев Половцев! Когда один из сыновей умирает, отец вспоминает о нем. “Детство” – комиссар вспоминает о смерти своего деда. Дед владел тайнами растений, которые поддерживают человеческую жизнь. “Адаменко” – факт самоубийства как одна из вершин человека.

Смерть не является недовольством жизнью. Адаменко – гордый человек, шахтер, всадник революции. Сделал все, чтобы не умереть лежа: встает, когда стреляет в себя.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Мотивы раннего творчества Юрия Яновского